Воскресная история: Лось и его жись
У нас, у русских и эстонцев, этого зверя уважали и почитали. Этот зверь нас объединяет. Хороший зверь, между прочим. А раньше вообще хорошо было. И было примерно так.
В те времена лось на севере в почёте был. Не то, что сейчас. Старики помнят ещё, что пахали на них и в город ездили. Правда перед городом на лошадь пересаживались, чтоб жителей особо не пугать, ну тут и удивляться особо нечему: городские от корней своих ещё при царе-батюшке отошли, про нонешнее время и говорить не след. Лось завсегда в почёте состоял, не то что сей день. Да ни одна девка с парнем гулять не пойдёт, коли лося он себе не завёл, да и квасу не дадут: «Мал ещё!» — скажут. Не то что гулять — замуж ни одна не пошла бы за безлосёвого такого.
Лось, он же пыдер, зверюга хоть и большая, но добрая и довольно доверчивая. Это вам не бобёр какой, не заяц с налимом. Раньше любой тебе стоящий парень лося приручал с малолетства: ходили всем селом на лосёвки (это особый день в августе, когда лоси в ряд выстраиваются и воют что есть мочи на луну) выбирали подходящего и вежливо приводили к себе на двор. Один двор – один лось, получается. «Не стоит двор без пыдера», «В семье не без урода» – это всем известные пословицы.
Приручали их довольно просто и дешево. Всего и надобно – горбушку хлеба солью натереть и приманить за собой, пообещать, что еще припасено. Но главное – не обманывать! Лось на обман чуткий: раз обманешь – больше дружить не станет. Ну вот, за первой горбушкой уж он обвыкнется, оседлать себя не сразу даст, конечно, но тут уж дело порядочности, техники и урожая (лось на ржаной хлеб падкий просто). Лось ведь за солёную горбушку рога продаст – есть у него такая слабинка, это надо признать.
К слову: в наших краях, если рог лосиный на поделки разные понадобился, то на хлеб солёный его и меняют. Бывало, заартачится лось, торговаться начнёт, но на поводу у него идти не надо. Больше чем полбуханки за рога он всё равно выручить не сможет – веками проверено. Да и добрый он, отходчивый. Чаще всего безобидный и мирный – иначе с какого бы перепугу его на стольких городских гербах помещают? Без горбушки, правда.
Кстати о перепуге, совершенно неуместном. Многие зря боятся этих животных: добродушнее лося — разве что пингвин, и то не всякий. Рассказы, будто лось выскочил из леса, рога опустив, это однозначно городские. Они, за стенами из стекла и бетона, как уже упомянуто, природы совсем не чуют. Понять не могут, болезные: животина-то к ним приласкаться хотела, потереться об ноги, а они — сразу в крик да бежать, лишь ворон распугали. Другое дело, если б заяц взъерепенился, вот тут да – тут беги, этот долго рассусоливать не будет.
Однако, несмотря на всё уважение к этим добродушным животным и незаменимость их в крестьянском хозяйстве, лось всегда был и остаётся одним из вкуснейших представителей своего вида. Тут уж по печальному в наших краях правилу: «Человек человеку – лось». Некоторые полиглоты переводятъ такъ сiе крылатое выраженiе: «Homo homini põder eesti».
Сколько блюд из лосятины описано в кулинарных книгах! Только все эти рецепты никуда не годятся, если вы не имеете самого главного, непосредственно самого лося. В наши дни сотни охотников устремляются в леса, начитавшись кулинарных книг, в надежде добыть легендарного зверя.
Есть множество способов добычи лося, и мы вам расскажем один из самых простых и проверенных. Ещё деды им пользовались. Ведь мало безопасно добыть животину – её ещё и сохранить надо. Тут, как на любой охоте иль рыбалке, подготовка требуется. Всё заранее рассчитать, продумать. Никак нельзя проснуться просто так, поутру, и решить: сегодня иду, мол, на лося. Мы такие мысли не приветствуем. Нет, проснуться-то оно, конечно, можно, да и мысли глупые никто не запрещает, но съедобного лося с такими мыслями точно не видать. А всё ведь проще репы пареной, всё на ладони лежит: вспомни про зависимость лося от соли и приготовь с лета солонец! Мы ж помним про горбушку – соли, само собой не жалеем (потом стократ окупится), ну и морозов дожидаемся. Как только речка аль озеро, что там у вас под боком, встанет – всё, можно с полки книгу о вкусной и здоровой пище доставать, листаем до страницы блюда из солонины.
Лось меры в потреблении соли не ведает. Пока вода не замёрзла в водоёмах, он ещё отвлекается воды попить, а как морозы вдарят – всё, от солонца он никуда. До весны воды всё одно не будет, дак что зря по округе ходить? И наедается соли до тех пор, пока она поверх шкуры блестеть не начинает. Как заблестит – ку-ку лосю приходит, и остаётся у солонца стоять свежезасоленная туша с туповатой улыбкой. В полнолуние выйдешь из избы, на лес глянешь – если проблески есть с места, где солонцы поставили, считай, на всю зиму запас и есть. Приходи наутро, бери мяса сколько надобно, только рога отпили сначала, чтобы трофей обозначить. У кого семья большая, те по два, а то и по три солонца устраивают. А шкуры потом саамам высылаем – думаете, из чего же они свои дома делают? Вот так и живём.
Текст Петра Давыдова и Антона Соколова
Комментарии закрыты.