Воскресный антидепрессант Любиной: Дворцовый

О мыслях, которые приходят на ум при посещении самой роскошной императорской резиденции, рассказывает журналист и автор портала Tribuna.ee Татьяна Любина.

702

Не скажу ничего нового, но основные достопримечательности многие жители туристических центров или даже мировых культурных жемчужин посещают лишь тогда, когда «выгуливают» гостей-приезжих. Я, пожалуй, одно из немногих исключений: прошлым летом поставила себе цель «раз в неделю — по музею». Надо отдать мне должное: я продержалась лето и осень, исправно каждую пятницу посещая то один, то другой из 200 наших музеев.

Потом случилась зима и весна, и навык частично по объективным причинам, частично по безалаберности оказался подутрачен. Но с приходом лета я покряхтела и решила, что пора начинать новую жиСТь, в том числе и культурную.

На моё счастье, одна из компаний, с которой я сотрудничаю, организовала выездной трёхдневный вебинар. И в числе прочих на него приехала группа моих старинных знакомых из солнечного Таджикистана. Причём приехали они не столько внимать новым инструментам ведения бизнеса, сколько походить по городу и по музеям. По этой причине ещё загодя обратились ко мне, чтобы помогла с покупкой билетов.

А это, знаете ли, не так-то просто: при покупке онлайн за один «клик» можно приобрести не более пяти билетов, продаются они по категориям, перед оплатой требуется ввести ФИО гостя и т. д. и т. п. Бррр. Даже я — казалось бы опытный экскурсант — умудрилась дать маху и купить 2 билета из 29 на не ту дату. А что же тогда говорить об иностранцах?..

Пока покупала гостям билеты, подумала: а не составить ли знакомым компанию в Царское Село? В конце концов, музей сам себя не осмотрит, а в легендарной Янтарной комнате я не была лет так пять, из которых три последних туда собираюсь. И, судя по тенденции, прособираюсь ещё столько же.

Знакомые-таджики на мою инициативу откликнулись с энтузиазмом. Так я оказалась в числе группы пытливых туристов-иностранцев.

И туристов, и иностранцев в городе, кстати, очень много. В конце мая в Эрмитажном театре и в Главном штабе Эрмитажа проходил очередной, уже XIX «Диалог культур», куда приглашаются молодые журналисты, блогеры, фотографы и кинооператоры со всего мира. Так в этом году участие принимали ребята из… 27 стран мира.

Можно возразить: мол, а кто считал-то, написать можно в нынешние времена что угодно? Я не поленилась, запросила у организаторов список стран. Вот, пожалуйста в алфавитном порядке: Абхазия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бразилия, Болгария, Грузия, Индия, Испания, Италия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Мексика, Польша, Россия, Сербия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Франция, Швейцария, Южная Осетия, Япония.

Справедливости ради, кто-то приехал сам, кто-то участвовал онлайн. Но судя по тому, какое количество языков я сама слышала в фойе Эрмитажного театра, большинство иностранцев всё-таки доехали.

В Царском Селе мы оказались в понедельник, когда весь день лило, как из ведра. Залитые дождём дорожки парка оказались практически пусты, но вот в Большом Екатерининском дворце царило столпотворение. Я уже в гардеробе ощутила себя словно в детстве, когда мы впервые оказались здесь на экскурсии — летом дедушка каждую неделю вывозил маленькую меня куда-нибудь, приобщая к музейной культуре.

После экскурсии, пока гости затаривались сувенирами, поинтересовалась у всё знающих продавцов… много ли в этом сезоне иностранцев и из каких они в основном стран? Ответы не удивили: примерно половина посетителей — наши соотечественники, очень много китайцев, индийцев, «братушек-славян».

Как тут не вспомнить одну из миниатюр нашего бессмертного писателя-сатирика Михаила Николаевича Задорнова:

«Россия стонала от 34-го уровня экономических санкций. В США издали пятый том со списками — кому нельзя приезжать в Америку. Европа топила дровами. Дрова в Европу поставляла Россия. На Украине дрова воровали».

Но вернёмся к прекрасному. Ниже — скромная подборка царскосельских красот. К сожалению, большая часть фотографий в прямом смысле сделана «по верхам» — уж слишком много было желающих заснять каждую загогулину и завиток. Терпела, кряхтела да вспоминала золотое правило посещения наших музеев: «ходи в парки летом, а в дворцы — зимой да осенью».

Большой Екатерининский дворец — официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Сам дворец был заложен в 1717 году. В августе 1724 года в знак завершения строительства во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды».

По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое 2-этажное сооружение в голландском стиле «на 16 светлиц».

Потом дворец неоднократно перестраивали по указанию Елизаветы Петровны. Так к 1756 году и появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко. На позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле тогда ушло более 100 килограммов золота. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный регулярный парк.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она даже пожурила предшественницу за расточительство. Всё своё царствование императрица перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева:

«В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всём блеске бала. Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть…»

В период немецкой оккупации ансамбль Царского Села был разрушен гитлеровцами почти дотла. Дворцы были разграблены, многие экспонаты сожжены. Руководитель отдела музеев и памятников при управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета Анатолий Михайлович Кучумов, который в 1935‒1937 годах был хранителем Большого Екатерининского дворца, возглавил розыск похищенных сокровищ.

Несколько раз он выезжал в Германию. Уникальные паркеты из Лионского зала и Зеркального кабинета дворца Кучумов разыскал под грудой зерна на берлинском элеваторе, часть архивных документов, дворцовой мебели и книг собрал на минном поле (к счастью, мины оказались противотанковыми и на вес человека не сработали). Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры, некогда украшавшие Камеронову галерею, были найдены во дворе медеплавильного завода в саксонском городе Галле.

Таким образом в пригородные дворцы Ленинграда вернулось 6682 музейных предмета.

Нынешний ансамбль дворца, включая Янтарную комнату, — в прямом смысле результат подвига реставраторов, причём эта работа продолжается и по сей день.

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern