Нарва-Йыэсуу — посёлок лоцманов и рыбаков, ставший курортом ещё в XIX веке

Рассказом о небольшом курортном местечке Нарва-Йыэсуу, которое менее трёх десятков лет назад стало отдельным городом, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает цикл публикаций о городах Эстонии.

1 876

Город-курорт Нарва-Йыэсуу находится на берегу Балтийского моря у устья реки Нарвы в 15 километрах от одноимённого города. До центра столицы Эстонии Таллинна отсюда по шоссе 205 километров, а до второго по величине города страны Тарту — 173 километра.

По данным переписи населения 2021 года в городе Нарве-Йыэсуу, площадь которого составляет 11,03 квадратных километра, проживало 2536 человек. По этому показателю он занимает 35-е место среди 47 городов Эстонии, опережая на 448 человек Отепя (36), но отставая всего на 48 жителей от другого приморского города — Локса (34).

Большая часть жителей Нарвы-Йыэсуу (77,33%) считает своим родным языком русский. Считавших родным эстонский язык в городе по последней переписи было лишь 8,74% (222 человека). Число же назвавших два года назад родным любой другой язык было очень незначительным. Интересно, что среди них два года назад лидировал испанский (19 человек), а на три человека меньше назвали таковым украинский.

Начало XX века. Рыбацкая деревня на берегу реки Нарва. Фото: ajapaik.ee

 

Официальная история населённого пункта в этих местах, где в силу удобного расположения рядом с рекой и морем уже появлялись небольшие рыбацкие постройки, началась в 1503 году. Именно тогда магистр Ливонского ордена своим указом определил право судебного пристава города Нарвы, а также крестьян близлежащих поселений Кудрукюла и Вепсикюла не только ловить рыбу в устье реки Нарвы и в открытом море, но и строить здесь для этих целей дома и хозяйственные постройки.

Гермейстер Вальтер фон Плеттенберг: «…так как вследствие постройки крепости Ивангорода очень притесняется рыболовство, то оно с настоящего времени должно производиться при устье реки Наровы, в открытом море, и для этой цели на суше должны строиться хижины и домики для высушивания сетей и тенет».

Именно этот документ считается первым письменным упоминанием о нынешнем Нарва-Йыэсуу. Однако здесь в те годы не была разрешена постройка жилых домов для круглогодичного проживания. Также в этих местах не позволялось строить торговые точки и открывать питейные заведения. Из-за таких драконовских для нынешних курортных мест ограничений с XVI по большую половину XVII столетий на побережье Балтики у устья Нарвы не было постоянных поселений. С ранней весны до поздней осени здесь рыбачили, увозя улов либо в ближайшее Кудрукюла, либо в более далёкую Нарву, а зимой всё простаивало.

Рыбаки в Нарве-Йыэсуу. Фото: ajapaik.ee

 

Более значимый посёлок появился здесь лишь в 1688 году, когда Карл XI подписал грамоту о создании на территории мызы Кудрукюла места постоянного жительства для лоцманов, занимавшихся проведением кораблей из Нарвского залива по реке Нарве. К нему же с того времени относились и теперь уже круглогодичные рыбацкие дома вместе со складскими и хозяйственными постройками.

«Голодный город» в устье Нарвы

Происхождение нынешнего названия города как в русском, так и в эстонском языках имеет логичное объяснение. Населённый пункт расположен в устье реки Нарва. По-русски — Усть-Нарва, а по-эстонски — Нарва-Йыэсуу. Однако это название начало официально использоваться лишь в начале XX века. В документах же разных лет встречаются и другие наименования посёлка. В их числе Jegge Suu (1759), See-Mündung (1764), Meresuu (1798), Jõesuu (1803), Narowa-Mündung (1886).

Начало XX века. Маяк и административные здания Нарвы-Йыэсуу. Фото: ajapaik.ee

 

Важным фактом в развитии шведского поселения конца XVII века, которое вскоре получит название Гунгербург, стал перенос сюда из-за военных действий с правого берега реки Нарвы шведской таможни. Буквально за несколько лет вокруг неё сформировалось поселение, которое вскоре посетит российский царь Пётр Первый. Именно он, по местным легендам, и считается автором нового имени посёлка.

В феврале 1704 года будущий первый российский император осматривал устье Наровы для оценки возможности возведения здесь инженерных сооружений. Проголодавшись, Пётр попытался разжиться рыбкой у местных рыбаков, но ни на одном берегу реки ни у кого улова в тот день не оказалось. Именно этот факт послужил причиной того, что в документах появилось название Гунгербург, что переводится с немецкого как «голодный город».

В 1721 году посёлок вместе со всей нынешней Эстонией по Ништадтскому миру вошёл в состав Российской империи. Удачное расположение населённого пункта между рекой и морем начало постепенно привлекать сюда различные виды производств. Помимо разраставшейся рыбацкой деревни, здесь стали появляться предприятия по переработке рыбы. Затем открылась местная картонная фабрика. Далее на обеих сторонах реки Нарвы появились небольшие верфи по ремонту различного вида плавсредств, а одна из тех, которые была на нынешней эстонской стороне, доросла даже до судоремонтного заводика.

Улицы Нарвы-Йыэсуу в начале XX века. Источник: ajapaik.ee

 

В начале XIX века на близлежащие к посёлку леса начали обращать внимание лесозаготовители из разных стран Европы. В истории остался как минимум француз Жоссон, который в 1845 году построил здесь целый лесопильный завод, проработавший не менее десяти лет, но подобных ему предпринимателей было немало. В Гунгербурге же во второй половине XIX века уже работала целая лесная биржа «Товарищества Д. Зиновьева и К».

К тому времени в посёлке уже базировалась местная почтовая станция с конюшей, работала харчевня, была построена гостиница, а также постоянно были открыты как минимум две торговые лавки. В 1862 году в Гунгербурге начала работу и поселковая школа, в четырёх классах которой учились 22 ученика. И далее здесь продолжала активно формироваться бытовая инфраструктура, а иногда возникали возникали новые небольшие производства, однако всё-таки этому месту суждено было стать курортным городом.

Курорт на Балтике для богемы XIX века

Один из самых длинных в Эстонии морских песчаных пляжей, протяжённость которого около семи километров. Небольшая удалённость от центра Российской империи того времени. Появление прошедшей через находившуюся в полутора десятков километров Нарву Балтийской железной дороги, связавшей Ревель (ныне Таллинн) и Санкт-Петербург. А также прибрежные хвойные леса, которые делали целительным для жителей больших городов даже местный воздух. Все эти факты, сложившись воедино, привели к тому, что уже в конце XIX века нынешний Нарва-Йыэсуу стал одним из самых модных у богемы Российской империи курортов.

Начало XX века. Курортный парк в Нарве-Йыэсуу (тогда — Гунгербурге). Фото: ajapaik.ee

 

Считается, что первым пляжи Нарвы-Йыэсуу для гостей из Петербурга, Москвы и других крупных городов Российской империи открыл бывший мэром Нарвы с 1873 года Адольф Ган. Буквально за несколько лет вдоль моря появилось то, что теперь называется «пляжной инфраструктурой». В центральной части посёлка не только была проведена канализация, но некоторые его улицы уже получили освещение в вечернее время (сначала — свечное, а затем — электрическое).

Вдоль проходящей и сейчас вдоль моря улицы Айа были выделены участки, на которых стали строиться виллы для наиболее состоятельных дачников. По личному указанию мэра Нарвы здесь было возведено находившееся в собственности города красивейшее здание виллы, получившей название «Каприччио». Вилла принимала важных для муниципалитета гостей в 1874 году.

Построенная в конце XIX века вилла Каприччио. Источник: ajapaik.ee

 

Неподалёку от пляжей не менее успешно начали продаваться участки под менее элитное дачное строительство. На них появились в большинстве своём одноэтажные деревянные дома, к которым часто пристраивались веранды, украшенные красивой деревянной резьбой. Такие строения более века являлись чем-то вроде символа отдыха на этом курорте у Балтийского моря. Здесь либо на постоянной, либо на временной основе жили дачники — представители успешных семей сначала Российской империи, затем независимой Эстонии, а далее — Советского Союза.

Самая интересная из сохранившихся деревянных дач — дача купца Пантелеева. Считается, что деревянная резьба делалась по эскизам художника Ивана Билибина. Фото: club.silver-ring.ru

 

В 1875 году нарвский аптекарь Отто получил от управы разрешение на открытие первой местной аптеки, а на следующий год в посёлке появилось первой учреждение, предоставлявшее «лечение тёплыми водами», — водолечебница.

В 1878 году рядом с виллой «Каприччио» появился комплекс для отдыха, построенный владельцами Кренгольмской мануфактуры. В 1882 году на перекрёстке нынешних улиц Айа и Койду был построен курзал, ставший почти на целый век центром курорта. В 1888 году неподалёку от моря появилась ещё одна вилла («Милано»), а в 1892 году на той же улице Айа был построен первый местный пансионат с бассейном, который довершил формирование российского курорта конца XIX века.

Начало XX века. Курортный парк в Гунгербурге. Открытка: Facebook

 

В 1893 году в доме номер 26 на улице Луха открылась первая гунгербургская грязелечебница. В 1896 году её владельцем стал доктор Круг. 9 апреля того года в газете «Olevik» появилось сообщение о том, что министерство одобрило деятельность учреждения, которое привлекло к заведению немало внимания. Последние годы XIX века и в начале XX века грязелечебница Круга работала с 20 мая по 25 августа. Лечебную грязь для неё привозили в зимнее время на лошадях с участка в соседнем посёлке Кудрукюла. Летом перед процедурами она нагревалась в больших резервуарах. Здесь же производилось «целебное мыло», которое продавалось даже в Петербурге.

Курзал —главное здание курорта Гунгербург (Нарва-Йыэсуу) в начале XX века. Фото: ajapaik.ee

 

С 1893 года в Гунгербурге начал работу слободской врач, что придало посёлку особый рекреационный статус. Официально же титул российского имперского курорта посёлок получил в 1894 году. К тому времени он уже заслуженно стал пользоваться популярностью у петербургской элиты. Впоследствии не только представители царской семьи, но и сам император Александр III не раз посещали курорт, расположенный у устья реки Нарвы. 

Главный православный храм курорта

В 1893 году в Гунгербурге была открыта построенная по проекту архитектора А. Иванова православная церковь святого великого князя Владимира. Решение о её строительстве и начале сбора пожертвований было принято после того, как в 1889 году в поселке сгорела небольшая деревянная церковь и богослужения в летний период приходилось проводить священнику Печерского полка в частном доме.

Стоит особо отметить, что средства на строительство храма в нынешнем Нарва-Йыэсуу поступили не только от местных жителей и дачников. Лично император Александр III пожертвовал 5000 рублей, Святейший Синод выделил 2000 рублей и столько же было получено от Балтийского православного братства. Власти города Нарвы не только выделили 6000 рублей, но и предоставили бесплатный участок под застройку.

1910-е годы. Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в Нарве-Йыэсуу. Фото: Эстонский исторический музей (muis.ee)

 

Торжественное освящение краеугольного камня храма было совершено 5 августа 1890 года епископом Рижским и Митавским Арсением в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Фёдоровны и других членов российской императорской семьи. Император собственноручно установил на место краеугольный камень и монету.

17 августа 1893 года храм, который был значительно крупнее, чем в аналогичных по величине населённых пунктах Российской империи, был освящён после окончательной постройки епископом Арсением 17 августа 1893 года. На торжественном мероприятии храма, который получил своё наименование в память о святого апостольского князе Владимира, присутствовали губернатор Эстляндии князь С. В. Шаховской, петербургский губернатор граф С. А. Толль и председатель Прибалтийского Православного Братства М. Н. Галкин-Враской. Пятиглавый храм был сооружён по проекту архитектора А. В. Иванова с каменной звонницей и внутренними галереями для крестных ходов при плохой погоде.

До настоящего времени храм не сохранился. В 1944 году он был заминирован и взорван отступавшими немецко-фашистскими войсками.

Небольшая деревянная церковь Мерекюла была построена в 1867 году и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1946 года в ней действует православная община Нарвы-Йыэсуу. Фото: ajapaik.ee

 

C начала XXI века начались попытки возрождения храма, и их итогом стало важное событие, произошедшее 28 марта 2012 года. В этот день состоялось подписание договора о передаче православной церкви Московского патриархата помещений в здании метеорологической станции Нарвы-Йыэсуу по адресу улица Койду, 6. Именно здесь и находилась до 1944 года красивейшая Владимирская церковь, считавшаяся духовным центром курортного города.

Уже в июле 2013 года года расположенный в здании бывшей метеорологической станции храм святого равноапостольного князя Владимира в городе Нарва-Йыэсуу был преобразован в Архиерейское подворье. Богослужения здесь стали проводиться ежедневно.

Главная православная церковь Гунгербурга на открытке начала XX века. Источник: ajapaik.ee

 

28 июля 2013 года, в день престольного праздника, приход храма отметил 120-летие с момента освящения каменного храма святого князя Владимира. В день праздника, после торжественного богослужения и крестного хода, епископ Лазарь освятил на берегу реки закладной камень. Он размещён на том месте, где до настоящего времени планируется восстановить Князь-Владимирскую церковь…

О курорте Нарва-Йыэсуу, а также о его культурной жизни XIX-XX веках дополнительно читайте здесь, а в продолжении данной публикации вы узнаете о том, как город пережил XX век, чем он живёт сегодня и какими «магнитами» привлекает туристов начала XXI века.

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern