Кая Каллас: Мы не хотим новой общины, которая не говорит по-эстонски
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас подвела итоги года в большом интервью для телеканала ETV+. Она поделилась своим мнением относительно переноса памятников с советской символикой, дала свою оценку переходу школ на эстонский язык обучения и прокомментировала ситуацию с украинскими беженцами в Эстонии.
Самый актуальный вопрос на сегодняшний день — когда могут закончиться военные действия на территории Украины? Кая Каллас не берётся прогнозировать, произойдёт ли это в 2023 году, но она уверена, что всё зависит от президента России, «если он прекратит воевать и вернётся в границы своей страны», передаёт слова премьер-министра ERR.
«Сделает он это в 2023 году или нет, сказать сложно. Но есть надежда, что победить на этой войне он не сможет в принципе. Ему об этом твердят со всех сторон. Так что, может, война и правда закончится», —сказала Каллас.
Происходящее сейчас в Украине дало импульс многим процессам в Эстонии, в том числе борьбе с советской символикой в общественном пространстве. И первыми это ощутили нарвитяне, которые лишились памятника в виде танка.
«Мы не хотели, чтобы повторились те уроки, которые мы уже получили во времена Бронзового солдата. То есть этот танк открыл раны, которые были у нас в обществе. То, что мы изучали по учебникам истории, стало происходить вновь в Украине, и это полный ужас. А танк символизировал все эти разрушения. Поэтому я думаю, что, наоборот, было очень правильно танк оттуда увезти. И лучше раньше, чем позже, чтобы перестала возникать напряжённость. И она ведь перестала возникать», — считает премьер-министр.
По её мнению, людей, которых задел за живое демонтаж танка, было совсем немного. «Если посмотреть, сколько человек вышли к танку, то их было три десятка», — сказала Каллас.
Проблема перехода на эстонский язык обучения сама не рассосалась
Не менее острым в этом году оказался и вопрос реформы образования, связанный с переходом на эстонский язык обучения, который вскрыл такую острую проблему, как дефицит учителей.
«В Европе очень много детей, которые учатся в школе не на родном языке. Это обычное дело. Дети быстро учат другой язык. Конечно, эту реформу можно было провести много лет назад, но почему-то все надеялись, что проблема рассосётся сама. Она сама не рассосалась, поэтому пришлось принимать эти законы», — заявила Каллас.
Она добавила, что русский язык и культура никуда не денутся из-за того, что на русском нельзя учиться в Эстонии. Однако, по её словам, в последние годы русскоязычные родители сами хотят отдавать своих детей в эстоноязычные школы.
«Они понимают, что в эстоноязычных школах образование лучше. Да, проблема учителей, конечно, есть, но нужно создавать школьную сеть и внимательно следить за её работой. Это то, чего часто не хотят делать местные самоуправления», — сообщила глава правительства.
Украинские беженцы — «наша боль и наша радость»
«У нас тех, кто получил временную защиту, около 40 000. Те, кто ходатайствует о временной защите, — это, так сказать, наша боль и наша радость. Эти люди получают доступ к нашей системе пособий и оказывают конкретное влияние на наших налогоплательщиков», — рассказала Каллас.
Но самая большая проблема заключается в том, что для украинских беженцев нет мест, где они могли бы жить, нет рабочих мест, нет мест в школах. Однако Эстония заключила с Финляндией соглашение о том, как распределить людей, чтобы северные соседи помогли разделить это бремя.
На данный момент временная защита для беженцев продлена на год, но в будущем они должны будут владеть эстонским языком хотя бы на минимальном уровне для продления данного статуса.
«Мы не хотим, чтобы в Эстонии появилась новая община, которая не говорит по-эстонски. Даже если они вернутся, а 80% беженцев говорят, что хотят вернуться, почему бы в Украине не быть группе людей, которые говорят по-эстонски? В этом нет ничего плохого», — сказала Каллас.
Русскоязычные избиратели в растерянности
Уже весной 2023 года в Эстонии пройдут очередные выборы. Русскоязычные избиратели поляризованы, растёт число тех, кто не может определиться с выбором.
«Само собой, это нехорошо, когда часть общества остаётся в стороне от выборов. У нас есть партии, которые обращаются к разным группам по-разному, ведут двойную игру, до сих пор стараются её вести, и это неправильно. Нет такого, что какая-то одна партия решит все ваши проблемы. Всё-таки должно быть так, что если вы считаете Эстонию своим домом, то смотрите, какая из партий решит самые серьёзные, на ваш взгляд, проблемы наилучшим образом», — прокомментировала Каллас.
Читайте по теме:
«Инфляция вызвана не санкциями, а войной»: Каю Каллас беспокоит Венгрия
Комментарии закрыты.