США и СССР — почти братья
В очередную годовщину начала Великой Отечественной войны — о том, кого 4 января 1943 года американский журнал Time назвал человеком года.
Соединённые Штаты официально признали СССР в 1933 году, однако американцы имели весьма смутное и превратное представление о жизни в СССР. О достижениях в экономике, культурной и спортивной жизни россиян, интересах и чаяниях народа в прессе почти ничего не писали, но вот сталинские репрессии освещались широко. Сталинские договоры о ненападении, заключённые с Германией в августе 1939 года и с Японией в апреле 1941 года, ухудшили и без того шаткие отношения СССР и Соединённых Штатов, усилив негатив в заокеанском обществе. Поэтому перед Второй мировой войной американцы относились к Советскому Союзу с большим недоверием.
Но в 1941 году после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз и японской атаки на Пёрл-Харбор интересы США и СССР совпали. И тогда искусственно взращённая враждебность американцев к советской России стала проблемой. Между тем, в июле 1942 года только 41% американцев полагали, что Советскому Союзу можно будет доверять после победы. Для сравнения: доверие к Великобритании и Китаю выражали 72% и 88% соответственно.
В связи с этим пришлось убеждать американскую публику, что Советский Союз и Иосиф Сталин стали их друзьями, а советские люди — не монстры, а дружелюбные и трудолюбивые люди, защищающие свою землю от фашизма.
Почти как в жизни
Соответствующий «заказ» поступил на «фабрику грёз», и американские продюсеры стали работать над фильмами, способными как удовлетворить интерес простых американцев к Советскому Союзу, так и желание правительства представить СССР в более мягких тонах. В результате в 1943–1944 годах на экраны страны вышел целый ряд картин:
«Миссия в Москву» компании Warner Brothers — хроника воспоминаний о Советском Союзе американского посла Джозефа Дэвиса (1936–1938), его встреч со Сталиным и его общая точка зрения на отношения Советского Союза и Соединённых Штатов.
«Песнь о России» компании Metro-Goldwyn-Mayer — о любви американца и русской девушки, познакомившихся за несколько недель до начала войны;
«Три русских девушки» компании United Artists — фильм о работе прифронтового госпиталя под Сталинградом, снятый по мотивам советского фильма 1941 года «Три подруги»;
«Мальчик из Сталинграда» компании Columbia Pictures — фильм с очень жёстким финалом о пятерых русских детях и мальчике-англичанине, оставшихся в разрушенной деревне под Сталинградом и на сутки задержавших немецкую танковую колонну;
«Северная Звезда» компании RKO Pictures — о героической партизанской борьбе украинских колхозников против немецких захватчиков;
«Дни славы» компании RKO Pictures — о борьбе с фашистами советских партизан.
Первым просоветским фильмом того периода стала картина «Миссия в Москву». Она задала тон многим последующим работам и была снята при непосредственном участии президента Франклина Делано Рузвельта.
Рузвельт обычно оставлял всю пропагандистскую работу для «Военного Бюро Информации». Но вопрос убеждения американской публики в дружественных намерениях СССР был крайне важен, кроме того, президент был дружен с Джозефом Дэвисом, поэтому создание «Миссии в Москву» он одобрял лично (Todd Bennett, «Culture, Power, and Mission to Moscow: Film and Soviet—American Relations during World War II,» The Journal of American History, Vol. 88, No. 2. (Sept., 2001): 495).
Дэвис получил назначение 16 ноября 1936 года, представил верительные грамоты в Москве 25 января 1937 года и прослужил на этом посту до 11 июня 1938 года. Он способствовал успешному завершению переговоров о торговом соглашении между двумя странами. После нападения нацистской Германии на СССР заявил, что «мир будет удивлён размерами сопротивления, которое окажет Россия». Стал одним из организаторов и почётным председателем Национального совета американо-советской дружбы; настоятельно требовал открытия второго фронта в Европе; входил в состав делегации США на Потсдамской конференции 1945 года.
В своей книге «Миссия в Москву» (1942) Дэвис защищал сталинский «режим», И. В. Сталина и его политику, описывал свой взгляд на различные события в истории Советского Союза. Сталина Дэвис описывал как строгого, но справедливого руководителя, который печётся о благе государства и народа. В результате своевременно проведённой «чистки, наведшей порядок в стране и освободившей её от измены», как писал позднее Дэвис, в СССР к 1941 году не осталось «пятой колонны».
Джозеф Дэвис стал единственным западным дипломатом в истории СССР, который был награждён орденом Ленина — высшей советской наградой. Формулировка гласила: «За успешную деятельность, способствующую укреплению дружественных советско-американских отношений и содействовавшую росту взаимного понимания и доверия между народами обеих стран».
Одноимённый фильм был снят в полудокументальном стиле. Картина начинается с подлинного вступления посла: «Лидеры ни одной страны не были настолько ошибочно представлены и не поняты, как советское правительство в те критические годы между двумя мировыми войнами».
Само собой, консервативно настроенные деятели как в США, так и в других странах Запада считали союз с СССР временной мерой и называли «большевистской пропагандой» киноленты о «добрых русских».
Лицо с обложки
Фильмами о трудолюбивых русских американцы не ограничились. 4 января 1943 года американский журнал Time назвал человеком 1942 года Иосифа Сталина.
«Человека года» американский журнал Тime стал определять с 1927 года. Портрет победителя ставили на обложку в номере, выходившем в начале января. На обложке появлялись люди, повлиявшие на судьбу планеты. При этом в Time подчёркивают, что их номинация не является для победителей почестью, знаком одобрения или признанием популярности. Люди попадают в рейтинг независимо от того, изменяют ли наш мир в лучшую или в худшую сторону, а просто потому, что их вклад в историю является значительным.
Первым, кто попал на обложку журнала в далёком 1927 году, стал известный американский летчик с детективной судьбой Чарльз Линдберг. Он удостоился этой чести за то, что в одиночку пересек Атлантический океан. В период 1930–1940 годов «людьми года» признавались не только демократические политики (как Франклин Делано Рузвельт, дважды), но и диктаторы. В 1938 году звание «Человек года» заслужил… Адольф Гитлер. Правда, вместо фотографии на обложке того номера журнала была помещена средневековая гравюра с изображением пыток инквизиции через повешение.
Сталин «Человеком года» по версии Time становился дважды: в 1939 и в 1943 годах. В 1939 году это произошло из-за подписания пакта Молотова-Риббентропа, по которому СССР и Германия делили часть Европы и обязались не нападать друг на друга:
«Иосиф Сталин, за один августовский вечер радикально изменивший соотношение сил в Старом Свете. Поэтому именно он стал «Человеком года». Возможно, в историю Сталин войдёт как отрицательный персонаж, но то, что он войдёт в историю, — несомненно».
В 1942 году он стал номинантом как борец с фашизмом. В журнале говорилось:
«…Ни шагу назад!.. 1942 год был годом крови и силы. Человек, чьё имя означает «сталь», тот, чей словарный запас на английском языке включает слова «крутой парень», — это «Человек 1942 года». Только Иосиф Сталин знает, насколько близка была Россия к разгрому в 1942-м. И только Иосиф Сталин знает, как ему удалось спасти Россию. Иосиф Сталин победил. Он и есть тот крутой парень…»
«За тёмными кирпичными башнями Кремля, в своём кабинете, обшитом берёзовыми панелями, Иосиф Сталин, непроницаемый, практичный, упорный азиат, проводил за письменным столом по 16–18 часов в сутки, — писал тогда Time. — Перед ним большой глобус. По нему Сталин следил за ходом кампании в тех местах, что он защищал в 1917–1920 годах, во время Гражданской войны. И ему опять удалось отстоять эти земли — чуть ли не одной силой воли. В его волосах прибавилось седины, а усталость избороздила гранитное лицо новыми морщинами. Но он всё так же твёрдо держит в руках бразды правления страной. Кроме того, его способности государственного деятеля, пусть и с запозданием, получили признание за пределами России».
Через месяц фельдмаршал Паулюс и его 6-я армия, окружённые в Сталинграде, сложат оружие… А ещё через 11 месяцев, на судьбоносной конференции в Тегеране, признание Сталина станет мировым.
«Хотя в тылу Сталин мог предложить людям лишь тяжкий труд и чёрный хлеб, в 1942-м он добавил к этому обещание победы, — признавали авторы американского журнала, удивляясь. — Производственные нормы были повышены. Квартиры не отапливались. Электричество выключали четыре дня в неделю. На Новый год русские дети не получили в подарок новых игрушек и деревянных фигурок Деда Мороза в красной шубе. У взрослых на столе не было копчёной лососины, селёдки, гуся, водки и кофе. Но это не мешало им ликовать. Родина была спасена второй раз за два года. Победа и мир теперь, должно быть, не за горами!».
«Прежде западный мир издевался над большевиками, которых считал лишь бородатыми анархистами с бомбой в каждой руке. Но 1942 год наглядно показал, что итогом деятельности советского руководства стало создание мощного государства во главе с партией, продержавшейся у власти дольше, чем любая крупная партия в других странах. Сталин, сделав шаг в сторону от коммунистической теории и сосредоточившись на построении социализма в отдельно взятой стране, добился того, что Россия вошла в четвёрку крупнейших промышленных держав мира. Сталин действовал крутыми методами, но они принесли результат».
В десятилетии, отмеченном Второй мировой войной, «Людьми года» дважды признавались Уинстон Черчилль, Гарри Трумэн и генерал Джордж Маршалл. И Иосиф Сталин.
Недолго музыка играла
Вторая мировая война заканчивалась, но ещё летом 1945 года начался поворот в отношениях между вчерашними союзниками. Уже 4 сентября 1945 года, то есть на следующий день после официального окончания Второй мировой войны, США утвердили план, по которому были отобраны 20 наиболее важных объектов СССР для их… атомной бомбардировки.
14 сентября высокопоставленная американская делегация, посетившая Москву, заговорила с советским правительством в повелительном тоне, выдвинув в обмен на экономическую помощь целый список невыполнимых требований.
5 января 1946 года президент Трумэн писал госсекретарю Бирнсу: «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней жёстким языком, то неизбежна новая война. Русские понимают лишь один язык — „сколько у вас дивизий?“». Письмо заканчивалось следующей фразой: «Я устал ублажать Советы» (Н. Счетов, Е. Языков, «Новейшая история США». М., 1972, с. 170).
Надо ли уточнять, что все те фильмы, которые были сняты в 1943-1944 годах о добрых и жизнерадостных советских людях, после войны в самих же США были объявлены просоветской пропагандой?.. Но это, как говорится, уже другая история — история о железном занавесе.
Читайте по теме:
Комментарии закрыты.