Вячеслав Иванов: Правительство всё равно умнее всех

Известный эстонский экономист Хейдо Витсур, выступая на прошлой неделе в передаче Reedene Intervjuu на радиостанции Vikerraadio, признался, что он не понимает правительство, которое надеется вернуть экономику Эстонии в зону роста, пытаясь сбалансировать бюджет налогами. По его мнению, приоритеты нынешнего правительства, заключающиеся в повышении налогов, заведут национальную экономику в тупик.

762

Если действия правительства в экономической сфере непонятны даже маститому эксперту, то что же остаётся простым смертным. Или, как вариант вопроса для участников викторины: а понимает ли что-нибудь в указанной тематике хоть кто-то в самóм правительстве? То есть не исключено, что новый министр финансов Юрген Лиги, занявший этот пост уже второй раз за свою карьеру (первый — в 2009–2014), всё-таки более-менее смыслит в данном вопросе. Как-никак, а в 2010 году сразу два авторитетных международных издания (журналы The Banker и Emerging Markets) назвали его «Лучшим министром финансов Европы 2010 года» и «Лучшим министром финансов года развивающейся Европы» соответственно. Но, во-первых, это случилось почти пятнадцать лет назад, когда глобальный экономический фон не был так щедро «украшен» последствиями тектонических катастроф в виде коронапандемии и полномасштабной затяжной войны в самом центре Европы. А во-вторых, мы же не знаем, какими такими высокоинтеллектуальными критериями пользуются для своих выводов столь мудрёно-научные печатные органы. Мы люди простые, шиты лыком и щи хлебаем сразу обоими лаптями, поэтому если нам говорят, что повышение налогов ведёт в тупик, то мы это чувствуем сразу всем своим нежным эпителием, а потому склонны больше верить говорящему так, чем толстым журналам макроакадемического уровня…

Шизофрения, как и было сказано…

Если вы мне сейчас возразите, что мнение одного эксперта, пусть даже очень авторитетного и уважаемого, — это всего лишь мнение одного человека, то я с вами соглашусь в ту же секунду. Но в том-то и беда, что о маячащем на горизонте экономическом тупике предупреждает не только Хейдо Витсур.

Один из топ-предпринимателей Эстонии Индрек Нейвельт, под руководством которого основанный на эстонском капитале Hansabank сделался настолько успешным, что его с удовольствием приобрела скандинавская финансовая корпорация Swedbank (то есть смыслящий в финансах как минимум не меньше Юргена Лиги), признался в публикации на портале ERR (23 июля): «…После прочтения коалиционного договора почвы под ногами я не чувствую».

Такое неуютное ощущение он испытал, познакомившись с экономической программой нового/старого правительства, которое возглавил Кристен Михал, сменивший Каю Каллас. Я не очень силён в тонкостях перевода, но мне кажется, что, исходя из общего содержания упомянутой публикации, более точной (во всяком случае, по смыслу, если не по форме) была бы формулировка «почва ушла у меня из-под ног»…

Впрочем, бог с ними, с филологическими нюансами: хрен всё равно редьки не слаще. Гораздо любопытнее другое. Уже упоминавшееся издание сообщает: «В день, когда вышел экономический прогноз Министерства финансов [27 августа], правительство впервые село за круглый стол обсуждать предстоящий госбюджет…». При этом премьер-министр Кристен Михал, пишет портал ERR, подчеркнул: «Экономический прогноз не изменит того, что мы хотим сделать, то есть ввести на три года налог на безопасность, после которого наступит налоговое спокойствие».

Тогда для чего вообще было городить огород и составлять какой-то там прогноз? Если глава правительства сходу демонстрирует пренебрежительное отношение к мнению не только независимых экспертов, но и своих коллег по правящей коалиции, то о каком партнёрстве может идти речь?

Индрек Нейвельт уже на следующий день откликнулся на это сообщение в свойственной ему ироничной манере: «Больного лечат по неправильному диагнозу». И пояснил: «У нас уже третий год спад экономики, то есть инфляция превышает номинальный рост экономики. В результате расходы бюджета растут быстрее… Решения, принятые правительством в прошлом и в этом году, … приведут к ускорению инфляции и снижению темпов роста экономики».

Что касается диагноза, то следует ли рассматривать одновременно прогноз Минфина, реплику премьер-министра по поводу его выхода в свет, а также начало дискуссии по формированию бюджета и признание того факта, что экономика Эстонии десятый квартал подряд находится в состоянии рецессии? Если мы прибавим опубликованную на днях радостную весть о значительном увеличении средней и медианной зарплат, то возникнет стойкое ощущение раздвоенности сознания. А это у нас что? Правильно: шизофрения, как и было сказано…

Через четыре года здесь будет голый зад

Оптимисты считают, что в целом проект госбюджета будет готов к концу сентября. Ладно, остановимся пока на этой дате, хотя предание всё-таки свежо.

Трудно, согласитесь, представить, как будут находить общий язык, скажем, реформисты с социал-демократами, чей представитель в правительстве министр здоровья Рийна Сиккут ещё до начала дискуссии призвала: «В следующем году не будет заметного улучшения уровня жизни. Поэтому на плечах правительства лежит ответственность за людей из уязвимых групп населения с низким уровнем доходов. Это важно. Поэтому я хочу ещё раз отметить, что индексация пенсий должна продолжиться в тех же темпах».

Тогда как, с другой стороны, реформист Юрген Лиги уже достаточно прозрачно намекнул, что отказ индексировать пенсии — более чем вероятный вариант.

Я уж не говорю про знаменитую характеристику, которую он дал десять лет назад коллеге по правительству, тогдашнему министру образования и науки, ныне мэру Таллинна и председателю Социал-демократической партии Евгению Осиновскому, назвав его «сыном иммигранта из розовой партии». Извинений я что-то не помню.

На этом фоне просто шаловливой шуткой выглядит участливый совет пожилым дамам, чьи мужья скончались раньше них, и поэтому им приходится доживать свой век в одиночестве: «Лучше всё же вовремя отправиться к праотцам»…

А, кстати, вернёмся к фразе министра здоровья, что «в следующем году не будет заметного улучшения уровня жизни». Вам это ничего не напоминает? Есть такая печальная шутка: чем отличается пессимист от оптимиста? Тем, что пессимист ноет: ах, как всё плохо!.. Тогда как оптимист бодро уверяет: спокойно, ребята — будет ещё хуже!

В недавнем интервью изданию Postimees Юрген Лиги как об одной из непреодолимых «красных черт» упомянул об ограничении, о котором договорились в Европейском союзе: что допустимый дефицит государственного бюджета для стран — его членов не может превышать три процента в год. Тогда как Хейдо Витсур придерживается прямо противоположного мнения. Вот ещё одна цитата из его выступления в эфире Vikerraadio: «Если мы начнём это [экономический спад] исправлять повышением налогов и цен, то, по моему мнению, мы не улучшим, а ухудшим ситуацию… Я бы даже не побоялся превысить эти три процента, потому что в Европе больше тех, кто это превысил, чем тех, кто не превысил. Нет почти никого, кто не превысил бы эту границу — все [это делали] в той или иной ситуации».

…Через три года мы будем отмечать сорокалетие начала Поющей революции (в Эстонии официальная дата — 14 июня 1987 года). Одним из самых популярных в те годы был лозунг: «Будем голодными, но свободными!».

Похоже, что первая его часть вот-вот сбудется. Насчёт второй… Хочется верить, что раньше наступит осознание: быть голодным, но свободным — нонсенс. Не может голодный человек быть свободным

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Правительство Эстонии обсуждает госбюджет — начало

Министерство финансов: Экономика Эстонии возвращается к росту

Медленный рост, высокая инфляция — экономический прогноз ООН на 2023–2024 годы

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern