Тема желаний и их отсутствия в «антидепрессанте» от 18 мая 2025 года на моей страничке в соцсетях — как написали бы в советской передовице — нашла у читателей горячий отклик. Особо запомнился вот такой комментарий: «Желание — это бензин двигателя жизни». От себя добавлю: чтобы двигатель работал бесперебойно, его надо обслуживать и подливать в него бензин. И, что самое главное: на автомобиле с этим самым двигателем надо ездить!
Так и с желаниями: их список надо расходовать и пополнять. И прежде всего — он должен быть! А вот уже на этом этапе временами и происходит сбой:
«100 процентов моих желаний на данный момент зависят от моей финансовой состоятельности.
Есть деньги? Желаний выше крыши!
Сиюминутные, краткосрочные, долгосрочные, очень долгосрочные.
Нет денег? И что тогда делать? Переквалифицировать желания в мечты? Несбыточные…
Желание выжить у умирающего — это желание?
Желание поесть у голодающего.
Желание согреться у замерзающего.
Всё это потребности.
Просто у бедного и больного обычные физиологические потребности переходят в разряд желаний».
Да, надо уметь отличать желания от потребностей. Да, имея деньги, желать гораздо проще. Соглашусь, но только отчасти. Когда я уволилась с высокооплачиваемой, хотя и нервной работы в банке, мои финансовые возможности оказались строго контролируемыми и не допускающими излишеств. Но я ж не сдаюсь: прошерстила городские издания (тогда печатной продукции было куда больше, нежели сейчас), интернет и так составила список мест и мероприятий, куда попасть можно было бесплатно или же за совсем смешные деньги. Этих мест оказалось столько, что пришлось даже выбирать!
Я это к чему? Список желаний иногда имеет смысл подпитывать — чтобы процесс «желаю — стремлюсь исполнить — исполнено! — работаю над исполнением следующего желания — исполнено!» никогда не останавливался.
Вот совсем как в ещё одном комментарии под «антидепрессантом»:
«Мои желания появились от протеста. Ну и от безысходности, когда переломить ситуацию я была неспособна. Но нужно было искать выход, иначе это была бы быстрая смерть. Вот и… заработала лапками и головой, как та лягушка в кувшинчике со сливками. Сейчас не чувствую совершенно отсутствия желаний. Наоборот, их много. Но всё нужно делать по очереди».
Сейчас моя френдесса исполнила очень большое своё желание: продала квартиру на солнечном юге и переехала жить… в Петербург. Да-да, такое тоже бывает!
У меня с глобальностью желаний всё несколько поскромнее, в остальном же процесс работает по упомянутой выше схеме.
Лично мне для поддержания «боевого» духа очень помогает цветотерапия. А вот ещё один проверенный способ: куклы! Но это не те куклы, которыми мы играли в детстве. Это куклы — произведения искусства, арт-объекты.
«…Мы не говорим о кукле как об игрушке, о заместителе человека, не касаемся каких-то ритуальных тематик вроде вуду и им подобных, не говорим о театральной кукле или куклах-манекенах, замещающих человека и демонстрирующих одежду или технику массажа.
Наша кукла создаётся художниками специально для удовлетворения эстетических потребностей человека, как и остальные сферы искусства — живопись, музыка, литература. Так художники самовыражаются: пишут картины, ваяют скульптуры, фотографируют, а кто-то лепит кукол и создаёт кукольные образы. У куклы как арт-объекта нет никакой прикладной функции, кроме как радовать, вызывать положительные эмоции и решать внутренние и внешние художественные задачи человека.
Поэтому у нас кукла — это объект, который призван украшать собой мир с сопутствующими продажей, аукционами, коллекционированием, вложением средств».
Это слова Ольги Лахиной — организатора одной из крупнейших у нас выставки «Время кукол». А самая крупная выставка проводится тоже Ольгой, только в Москве.
Кукольные выставки я посещаю уже пять лет. И за это время они настолько стали для меня необходимыми, что по аналогии с «цветотерапией» у меня даже появился термин «куклотерапия». Бродить от рассвета до заката: потому что «Время кукол» — это не только выставка, это тематический арт-проект, объединяющий художественную куклу, арт-объекты из керамики, фарфора, дерева, текстиля, а также графику, фотографию, живопись, а ещё лекции, экскурсии и мастер-классы…
Отечественная кукольная школа многими специалистами и экспертами оценивается как самая лучшая и высокопрофессиональная. С закрытием границ экспонатов на выставках меньше не стало. И все они такие разные!
В Эстонии, кстати, тоже очень хорошая школа. Местные художники собрали сильное профессиональное сообщество. Кто-то пришёл из керамики, кто-то — из текстиля, кто-то — из иллюстраторов. Эстонцы изготавливают кукол на высоком профессиональном уровне. Поэтому и на московской, и на петербургской выставках всегда было много красивых здешних кукол, выполненных разными мастерами и в разной манере.
Сама Ольга, между прочим, родилась, провела детство и юность в небольшом эстонском городе Силламяэ.
«У нас в стране, тогда ещё в Советском Союзе, авторской художественной куклой стали заниматься лет на 30 позднее, чем во всём мире. В 1950‒1960-е годы прошлого столетия «кукольный» бум, сопровождающийся выставками и презентациями, случился в Европе и США. Но это был бум домохозяек. Такая вот разновидность домашнего увлечения, вроде вышивания крестиком. Наши же российские художники увидели результаты сего хобби достаточно поздно — в 1970‒1980-е годы. В этот период открылись границы, наши люди стали путешествовать, увидели шикарных фарфоровых кукол и загорелись…
Дальше было так: а давайте попробуем сделать что-то подобное? А давайте! При этом в те годы не было нужных материалов. И первые отечественные куклы изготавливались из фаянса, который предназначался… для изготовления сантехники. Так и пытались делать первые куклы из подручных средств. Пока не начали завозить специальные нормальные материалы.
И тут тоже стечение обстоятельств — кукол увидели профессиональные художники: со Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова — одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера, — прим. авт.), архитектурных вузов. Скульпторы, архитекторы, промышленные дизайнеры —это те, с кого искусство куклы началось в России. В силу своего профессионального восприятия художники увидели то лучшее, что уже было создано. Они стартовали не с нуля, а с изначально очень высокого уровня, перенеся на изготовление кукол мастерство с прежней сферы деятельности. Поэтому даже первые изделия наших мастеров отличались качеством. Они изначально не могли сделать пошло или примитивно. Например, один из первых авторов до кукол занималась кисловодским фарфором. А там ведь масса меленьких цветочков с тончайшими лепестками. Увидев кукол, художница влюбилась в них и начала их создавать.
Наши первые выставки, которые проходили в Москве в 1990-е годы, сопровождались длинными, километровыми очередями. Показы сразу стали сенсационными. После первого успеха была задана высочайшая планка для последующих работ: художники-первопроходцы и учеников подготовили на высочайшем уровне.
В институтах студентам показывают не просто, как нитку с иголкой в руках держать. Ребята проходят колористику, скульптуру, дизайн, то есть студенты получают хорошее художественное образование. Студентов обучают создавать кукол так же, как художников — писать картины, а скульпторов — ваять скульптуры. Это не кружок пенсионеров, встречающихся, чтобы занять время. Например, в Нидерландах средний возраст кукольника — 70-75 лет. А у нас — профессиональная амбициозная молодёжь, которая закончила Муху (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица , — прим. авт.), Строгановку, институт дизайна и пр. Выпускники хотят быть на виду, хотят выставляться, зарабатывать».
Так что приглашаю в моей компании насладиться самыми-пресамыми красивыми куклами. Ведь, как известно, красота спасёт мир. Просто надо в это верить и помогать этой самой красоте.
Тематический арт-проект — «Репетиция оркестра»
Куратор проекта — Татьяна Мохрякова, жительница Таллинна. Это визуальный разговор посредством кукол о муках творчества, природе художника и тайной мистерии создания искусства через метафору оркестра.
Проект «Кукольная Азбука» от арт-студии «Чукла»
Ещё одна яркая премьера, заставившая меня с восторгом подпрыгивать и хлопать в ладоши. 31 уникальная композиция, и каждая — увлекательный ребус, посвящённый какой-либо букве русского алфавита. Проект приурочен ко Всероссийскому дню славянской письменности (24 мая).
«Три симфонических эскиза» от мастерской «Берег ветров»
Проект, посвящённый нашему любимому Санкт-Петербургу и его образам.
«Города. Китайские каникулы» — экспозиция авторских работ Елены Новиковой Работы
Работы выполнены в технике коллажирования, которая предполагает совмещение, казалось бы, несовместимых элементов — здесь это две техники: цифровая и текстильная. Но в результате из разрозненных фрагментов складывается целостное изображение. Особенностью этих работ является объединение.
Мишки Тедди
Мишки Тедди — это целый мир. А какое «Время кукол» без них?!
Приятного просмотра!
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Фердинанд Вейке и эстонские куклы, покорившие множество стран
Прообразы Винни-Пуха: мишки Тедди — куклы, которые дороги и взрослым
Современная арт-кукла — друг человека и способ заработать миллион