Недавно при поддержке Фонда президентских грантов стартовал проект «Ненецкая лайка — достояние России», проводимый Союзом оленеводов Ямало-Ненецкого автономного округа и НКО «Фонд экономических программ» Архангельской области. В результате проекта будет создан первый в России центр по сохранению ненецкой лайки.
Проект имеет под собой очень серьёзное основание, речь идёт не только о сохранении ненецкой лайки как породы. По сути — это единственная тундровая порода. Ареал её обитания — вся арктическая зона России, то есть вся территория от Кольского полуострова до Чукотки, а также и Дальний Восток. Речь идёт об отрасли северного оленеводства, а это не только культурное наследие, но и часть традиций и быта коренных северных народов России, а также часть их экономики — исконного хозяйства.
Планируется в первую очередь создать инновационный центр сохранения породы, где будет вестись работа в сфере биотехнологий, то есть будет создан первый в России генетический паспорт породы ненецкой лайки, будет проходить кинологическая работа.
Мы хотим готовить кинологов ненецкой лайки. Эта деятельность — соединение этнографии и науки. Ненцы готовы передавать свои традиционные знания об этой породе, процентов 80 всех знаний о собаке — у них.
Многофункциональная собака
Порода ненецкой лайки уникальна своей многофункциональностью. Эта собака и поисковик, и сторож, и нянька, и пастух, и спасатель. Она очень вынослива, очень успешно переносит экспедиции.
Мы будем вести работу в различных направлениях. То есть это и наука во всех её проявлениях, и прикладные вещи, которые связаны с популяризацией этой породы и вообще традиционного собаководства. Наша задача — начать с ненецкой лайки, а дальше перейти к другим, так как есть несколько пород традиционной лайки. В России, к примеру, есть корякская лайка на Камчатке.
При этом с процессом регистрации породы в FCI (Международной кинологической федерации) не всё так просто. Процесс регистрации породы даже на уровне России не завершён. Да, в 1991 году был создан стандарт породы. Но в России нет организации, которая имеет право выдавать документ, который говорит о родословной породы. И вот этот центр, который будет на Ямале (а мы бы очень хотели, чтоб его филиал появился и в Архангельске), должен стать первым в России, который будет выдавать официальные документы о родословной породы. Пока получается, что если вы возьмёте собачку из, допустим, Нарьян-Мара или Салехарда, она не будет иметь никаких документов, кроме ветеринарного паспорта.
И сейчас FCI — не приоритетная задача, так как FCI — это международная федерация, а первостепенная задача — чтобы эта порода была защищена в России, охранялась. И в результате определения численности, возможно, удастся прийти к тому, что ненецкую лайку вообще потребуется занести в Красную книгу. Приблизительная численность в Ненецком автономном округе — не больше 2 тысяч собачек.
В России мы имеем уникальную ситуацию, когда человек, собака и олень едины, благодаря этому у нас, по сути, и развивается северное оленеводство. В Европе оно уже идёт на спад, потому что используются технологии: дроны, снегоходы. И это ведёт к уходу от традиционного вида хозяйства. Ненцы сохранили оленеводство.
FCI, однако, является возможностью беспрепятственного вывоза собаки за рубеж. И там есть огромный интерес к этой породе. Но необходимо учитывать то, что чистокровную ненецкую лайку следует сохранить.
Эксперты Швеции готовы принять участие в нашей работе. Шведы уже 12 лет изучают породу. Они убеждены, что эта порода имеет древнее происхождение. И что эта порода имеет огромное значение для сохранения их шведских собак — шведских лапхундов. Потому что ещё одна проблема — имбридинг, когда собаки близкородственных пород скрещиваются. Это ведёт к разрушению породы. Мне это подтверждают общественники из Нарьян-Мара, то есть там это уже происходит.
Если не будет программы контроля породы, её чистоты и численности, если мы не будем знать, сколько у нас чистокровных собак — мы утратим единственную арктическую чистокровную породу. Почему она аборигенная? Потому что она была создана природой. Оленеводы нашли её в тундре ещё несколько столетий назад и начали использовать для охоты. А потом поняли, что это превосходный пастух. И это возможность использования собаки не только для задач оленеводства, она может использоваться в других направлениях животноводства — овцы, коровы и так далее.
Наша организация несколько лет назад проводила совместный проект и с американскими индейцами. Они подтвердили, что у них тоже была собака, которая по внешнему виду похожа была на ненецкую лайку. Уже доказано, что есть генетическая связь между индейцами и коренными народами Севера России. Поэтому не исключено, что ненецкая лайка — дальний родственник собак американских индейцев. Корни же породы уходят в Китай, это точно известно. Да и сибирские собаки тоже связаны с ненецкой лайкой.
Австралийцы уже хотели вывозить эту собаку, чтобы использовать у себя. Мы приостановили этот процесс. Она могла бы быть вывезена и там, в Австралии, бесконтрольно использована. И ещё одна наша важная задача — не допустить давления американской породы хаски. Это искусственная порода, результат американской селекции. По сути — это шоу-собака. Да, она хорошая ездовая собака, но её качества как минимум раза в два ниже, чем у ненецкой лайки. Хаски всё же декоративная искусственная собака. Тогда как ненецкая лайка мало того что имеет привлекательный внешний вид, так ещё и используется для работы. Она поможет и в хозяйстве, и в других направлениях. И мы пока считаем важным идти путём сохранения этой породы в России.
Исторически важная собака
Ещё очень важно, что ненецкая лайка может быть использована в других государственных направлениях: охрана, криминалистика, таможенная служба, МЧС. Вдобавок к этому, ненецкая лайка принимала непосредственное участие в освоении Арктики.
Можно посмотреть книгу Бориса и Олега Широких, собаковода и лайковеда из Украины и зоолога из Саратова. Борис Широкий в своё время вел работу по изучению ненецкой лайки на Дальнем Востоке в Советском Союзе, а сейчас создал научное предприятие, которое на Украине занимается этой породой. Парадокс, что порода ненецкой лайки сохраняется на Западной Украине, а в России не сохраняется.
Так вот, Олег Широкий исследовал и подтверждал, что в экспедициях Амундсена, Седова, Брусилова, Борисова и прочих исследователей использовалась именно ненецкая лайка. Он эксперт нашего проекта, будет участвовать в нашей работе. Ненецкую лайку в своих экспедициях использовали в прошлом и используют сейчас.
Во время Великой Отечественной войны ненецкая лайка помогала людям. Тогда были созданы специальные батальоны. Это были небольшие подразделения, которые состояли из ненецких оленеводов, их лаек и оленей. Эти подразделения были и на Карельском фронте, участвовали и в обороне Заполярья, и в обороне блокадного Ленинграда. В частности, вывозили раненых. Ненецкие лайки участвовали в боевых действиях, в поисковых работах. Эти собаки не оставляли своих хозяев. Если боец замерзал, то собаки его согревали. Они бросались под танки. Это факт.
Важную роль тут сыграла Архангельская область. Эти батальоны создавались в Нарьян-Маре и на Ямале. Те, что формировались в Нарьян-Маре, потом проходили через Мезень в Архангельск, здесь формировались сначала эшелоны, комплектовались. А затем шли на оборону Мурманска и всего Карельского фронта. Они даже дошли до Праги. Все олени и собаки, которые прошли войну, потом не запрягались. К ним было более почётное, уважительное отношение, они получали ордена славы.
Собаки помогали оленеводам. Простые оленеводы были прекрасными охотниками, они могли попасть белке в глаз. Поэтому они использовались как снайперы. А собака, которая чувствует медведя за десятки километров, была очень нужна в разведке.
Лайка — достояние Арктики, но не боится и юга
Вообще, если кто-то захочет взять себе ненецкую лайку, то это не так просто. Ненцы используют её у себя в хозяйстве, и взять её достаточно сложно. Ненцы могут и не отдать собаку, потому что она как член семьи, потому что с ней и дети их растут. Есть в Краснодаре есть какой-то частный питомник, есть предприниматель в Санкт-Петербурге, ферма «Лесная избушка», но там задача — не продажа ненецких лаек, а именно туризм для популяризации культуры коренных народов Севера. Чтобы люди приезжали, смотрели на собак, проводятся фототуры.
Но когда будет создан центр, то через него можно будет приобрести собаку — так как это будет устойчивое, сбалансированное ведение селекционной работы. И оленеводы будут с собаками, а так как центр будет решать вопросы разведения в естественных условиях, то и другие люди смогут приобрести ненецкую лайку.
Но мы хотим, чтобы ненецкие лайки попадали к правильным хозяевам. Чтобы не было историй, как с теми же хаски, которые мучаются в больших городах. Они попадают в каменные джунгли, хотя должны быть на природе.
Ненецкая лайка рекомендуется охотникам: это очень активная порода, и для этой собаки пробежать в тундре 40-50 километров за день не проблема.
Ненцы в тундре её держат на привязи, чтобы она не убежала, и это охрана от волка, от медведя, песца, росомахи. То есть это защита стада. Если взять собаку в дом, то она будет охранять дом. Это собака, которая обучена природой. Но это не говорит о том, что с ней не надо заниматься, хотя с ней будет достаточно легко заниматься. Это, скажем так, продвинутая собака.
Также могу сказать, что собака совсем не агрессивная, она дружелюбная, компаньон. Она будет защищать своего хозяина. Из-за её психофизиологических, исторических, культурных и других особенностей мы считаем, что эта собака является достоянием Севера, достоянием Арктики, но её тестировали и в южных широтах, она переносит хорошо и жару, и холод. Её можно использовать в разных широтах по назначению. А в применении она, повторюсь, достаточно универсальна.
Читайте по теме: