Не знаю, кто и когда навязывал Эстонии особый статус русского языка. Вряд ли это могла делать Россия, поскольку Эстония в качестве независимого государства всегда имела возможность самостоятельно определять свою национальную и культурную политику.
Что касается особого статуса, то официально русский язык у нас его никогда не имел. Однако имел место тот факт, что русский язык является родным для целой четверти населения Эстонии. И это само по себе особое обстоятельство, игнорировать которое трудно, если не сказать глупо.
Да, официальным языком делопроизводства у нас является эстонский, и по идее ни один чиновник не обязан общаться с гражданами на других языках. Тем не менее практически в любом государственном учреждении с гражданами готовы говорить по-русски.
Плохо ли это? Не думаю. Интерес государства состоит в том, чтобы граждане имели максимальный доступ к необходимой информации, и было бы как минимум странно игнорировать тот факт, что четверть этих граждан предпочитают получать информацию на русском языке.
Государство может сделать вид, что этих русскоговорящих граждан не существует в принципе. Но вряд ли это поспособствует интеграции этих граждан в происходящие в государстве процессы. И, что немаловажно, это точно не поможет воспитанию в этих гражданах лояльности.
Подчеркну: я веду речь исключительно об интересах эстонского государства, целенаправленно не затрагивая вопрос об удобствах наших русскоговорящих сограждан. Государству нужны информированные и лояльные граждане, и если для этого нужно говорить с ними на их языке, это в интересах государства.
По логике Ребане, мы должны закрыть и русскую редакцию ERR, и телеканал ETV+, поскольку государство не обязано финансировать вещание на иностранных языках. Это можно сделать, но останется вопрос, где русскоговорящие граждане в этом случае будут получать информацию и какой будет эта информация.
Если мы хотим, чтобы русскоговорящие граждане узнавали о деятельности эстонского государства в социальных сетях, а информацию о событиях в стране и в мире черпали из российских источников, можно запретить чиновникам общаться по-русски и закрыть государственное вещание.
Вопрос в том, каких граждан в этом случае получит Эстония. Кто-то, несомненно, подтянет свой эстонский язык, а кто-то продолжит получать информацию по-русски, из других доступных источников. И какой будет эта информация, можно лишь догадываться.
В общем, складывается впечатление, что господин Ребане живёт в какой-то другой стране, население которой в подавляющем большинстве является моноэтносом. Возможно, именно о такой стране он и мечтает. Но реальность у нас другая, и глупо было бы со стороны государства эту реальность игнорировать.
*С мнением Ребане можно ознакомиться по этой ссылке.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.