«Я знаю только одну силу, которая мечтает снять всё, что посвящено воинам-освободителям, — это фашисты, откровенные нацисты. И независимо от того, кем они себя называют: демократы, либералы, реформисты, правые — как угодно. Для меня они сейчас просто обычные фашисты. Они борются с теми, кто боролся с нацизмом. И с тем, что мы живём в стране, где официальная идеология — это идеология поддержки нацистов, и к этой мысли нам всем ещё предстоит привыкнуть», — сказал Михаил Стальнухин, выражая своё несогласие с тем, что происходит в Эстонии вокруг кампании по сносу памятников участникам антигитлеровской коалиции.
Выступление Михаила Стальнухина мгновенно вызвало шквал критики в соцсетях, как со стороны политиков и общественных деятелей правого толка, так и разного рода штатных «ура-патриотов», маргинализированных лакеев, профессиональных холуев, подхалимов и платных пропагандистов, многие из которых действовали по известному с советских времен принципу «Пастернака не читал, но осуждаю».
Дело дошло до того, что председатель парламентской комиссии по государственной обороне, бывший центрист, а ныне социал-демократ Раймонд Кальюлайд заявил: «Это риторика, угрожающая безопасности Эстонии». Министр культуры, социал-демократ Пирет Хартман назвала его выступления «не просто вульгарными, а совершенно антинациональными высказываниями».
В общий хор критиков влилось немало дремучих беспартийных ксенофобов, готовых по приказу сверху обвинить кого угодно, сколько угодно и как угодно. Пошли в ход такие ярлыки, как «враг эстонского государства и народа», «путинист», «агент Кремля» и другие. К сожалению в верхах часто путают критику в адрес правительства с критикой эстонского государства.
Правительство — это не государство, а всего лишь инструмент, его исполнительный орган. Об этом приходится напоминать даже самому бывшему премьер-министру. В социальных сетях резко осудил Михаила Стальнухина и активно критиковал за его слова председатель Рийгикогу и коллега по партии Юри Ратас, отметив, что «таким мнениям нет места в Центристской партии ни сегодня, ни в будущем». «Даже мысленно мне трудно представить логику такого заявления. Я не могу этого понять», — отметил он.
Мне как члену Центристской партии с 1996 года также трудно понять логику поведения самого Юри Ратаса, особенно когда 24 мая текущего года он посетил с визитом город Шуши, оккупированный Азербайджаном, и сделал там заявление, которое не только не отражало дух дружественных отношений между Арменией и Эстонией, но и противоречило официальной поддержке Эстонией мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ.
Следует отметить, что из трёх сопредседателей Минской группы ОБСЕ только посол России в Азербайджане Михаил Бочарников посетил Шуши, а послы США и Франция отказались от такого провокационного шага. Фактически Юри Ратас поступи так же, как и посол России.
3 сентября было сделано заявление Стальнухина, а уже 6 сентября правление Центристской партии собралось на внеочередное заседание, чтобы решить, сможет ли оставаться в партии её многолетний член Михаил Стальнухин. По итогам собрания было принято решение исключить Михаила Стальнухина из Центристской партии, в которой он состоял с 18 декабря 1996 года. В чём кроется причина такой поспешности в принятии решения, остаётся загадкой.
Теперь уже неважно, что сказал Михаил Стальнухин, находясь в состоянии эмоционального потрясения, важно отношение правления партии к правам человека на свободу самовыражения. В отличие от господина Юри Ратаса и тех членов правления, которые вынесли вердикт, считаю, что подобный подход вреден и ошибочен. Каждый член партии как гражданин Эстонии, согласно Конституции, имеет право на своё мнение.
Партия — это не тоталитарная секта, похожая, по выражению Иосифа Сталина, на «Орден меченосцев», это не «Братство воинов Христа», где рядовые члены должны беспрекословно подчиняться правлению. Партия — это даже не рота солдат, где все должны дружно шагать в ногу и петь одну песню, одинаково думать и одинаково действовать. Партия (от лат. pars, partis — часть, группа) — это политическая организация, отражающая взгляды, цели и интересы определённой части общества.
Исключив Стальнухина из Центристской партии только за слова, правление партии продемонстрировало поспешность, показав свою идейную безалаберность и организационную бесхребетность перед теми, кто накануне очередных выборов вновь пытается разыграть национальную карту.
Торжество беззакония, борьба с беззащитными памятниками, оскорбление чувств одних людей в угоду другим, преследование инакомыслящих, манипуляция общественным мнением и грубая подтасовка исторических фактов, беспардонное подведение под один общий знаменатель войну в Украине со Второй мировой войной и т. д., стали чуть ли не нормой общественного поведения.
Сегодня Центристская партия, которая позиционирует себя как оппозиционная, почти ничем не отличается от правых партий. У неё отсутствует чёткая система взглядов, основанная на ценностях, то есть идеология. Создаётся впечатление, что она движется в фарватере консервативных партий и руководствуется в своих действиях исключительно сиюминутными соображениями.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.