«Умри, Денис, лучше не скажешь!», можно было бы по этому поводу воскликнуть вслед за князем Потёмкиным, чья реплика была адресована автору «Недоросля» Денису Фонвизину. В оригинале, правда, было «не напишешь», но кто же обращает внимание на такие мелочи!..
Спи спокойно, дорогой товарищ!
Как хотите, а мне слоган главного эстонского экс-финансиста, в свете социально-рекламной кампании Налогово-таможенного департамента (Maksu-ja Tolliamet, МТА) под девизом «Уплачивая налоги, мы вместе укрепляем Эстонию!», представляется, может, и не шибко гуманным, но, во всяком случае, более честным.
Не хочу быть понятым превратно. Я обеими руками (а будь их у меня четыре или шесть, — то и всеми остальными вместе) готов подписаться под каждой строчкой изданного МТА декрета. Вот эти слова генеральный директор Налогово-таможенного департамента Мадис Яэгер как будто подсмотрел в моей голове: «Мы не замечаем в своей повседневной деятельности, как используем очевидные блага, которые доступны именно благодаря налоговым деньгам. Будь то медицинское обслуживание, система образования, пожарная служба, полиция и таможня или родительское пособие. Каждый человек, который честно платит налоги, помогает укрепить Эстонию».
И ещё больше, то есть вообще настолько, насколько это в принципе возможно, я солидарен с утверждением гендиректора, что «Только честная уплата налогов позволяет государству помогать людям и предпринимателям, когда на них обрушиваются неожиданные трудности. Мы это увидели непосредственно во время весеннего чрезвычайного положения, а также видим и сейчас: государственная поддержка была недоступна для тех, кто выплачивал или принимал заработную плату в конверте либо же иным способом уклонялся от уплаты налогов».
Ко всем этим поистине золотым словам можно было бы добавить сотни и тысячи ещё более золотых и даже бриллиантовых. Налоги — вообще дело святое, это я безо всякой иронии. Достаточно вспомнить хотя бы величайшего гангстера всех времён и народов Аль Капоне, про которого только разве что лишь полностью слепоглухонемые не знали, что он разбойник и убийца, на чьей совести — тысячи загубленных жизней и судеб. Однако даже ФБР не удалось доказать его причастность ни к одному из подобных преступлений.
А попался непревзойдённый «крёстный отец» на элементарной неуплате подоходного налога. И всего-то речь шла о каких-то десятках, пусть даже сотнях тысяч долларов, что для владыки одной из крупнейших преступных империй было вообще мелочью; но американская Фемида отыгралась за всё, засадив Аль Капоне в тюрьму, из которой он вышел через семь лет с полностью подорванным здоровьем и абсолютно потерянным влиянием в криминальном мире. Скончался он в возрасте 48 лет от внезапной остановки сердца.
Назидательная история: плати налоги — и спи спокойно… дорогой товарищ!
«А за свет Пушкин будет платить?!»
Всё это прелестно. Но у меня в связи с изложенным всего один вопрос: а кто, собственно, будет (или должен) платить эти самые налоги?
Фраза «население стареет» давно уже превратилась в общее место. В частности, Эстония вплотную подошла к рубежу, где на каждого работающего приходится один «иждивенец»: либо уже завершивший трудовую деятельность по возрасту или болезни и отправленный на заслуженный отдых, либо ещё не приступивший к таковой деятельности — опять же в силу возраста, но пока ещё недостаточного.
То есть всё, о чём с такой человеческой теплотой говорит господин Мадис Яэгер, — медицинское обслуживание, система образования, пожарная служба, полиция и таможня или родительское пособие, — держится на отчислениях с зарплаты и иных доходов половины населения страны. Проще говоря, «счёт» 1:1…
Тогда как, по мнению экспертов, идеальным в этом уравнении является пропорция 1:4 или хотя бы 1:3. Допустимый, то есть ещё не катастрофичный, уровень — 1:2, предельное соотношение — 1:1,5…
А тут ещё COVID-19, да, глядишь, не за горами 20-й, 21-й и так далее. Конечно, отчасти эти вирусы создают некоторый задел: растёт число безработных, которые готовы пополнить (и пополнят, куда деваться) ряды наёмных работников. Но это — капля в море. Двадцать тысяч потенциальных налогоплательщиков для полуторамиллионного населения — меньше одного процента.
Конечно, можно ещё увеличить возраст выхода на пенсию, но, во-первых, удастся ли всех обеспечить более-менее нормальной работой; а во-вторых, захотят ли все эти заслуженно отдыхающие продолжить трудовую деятельность?
И даже если удастся и захотят — рано или поздно наступит момент, когда возникнет юридический казус, он же конфликт интересов. Тот, кто уже получает пенсию из фонда, сформированного за счёт налоговых отчислений (в том числе и уплаченных им самим в течение своей трудовой жизни), вынужден будет опять платить налоги на уже уплаченные им налоги… что, кстати, частично уже происходит.
Тут не то что без «поллитры» — без цистерны не разберешься.
Самое нормальное решение проблемы — естественная смена поколений трудоспособного населения. Что мы и видим во многих, главным образом — южных странах, даже несмотря на коронавирусную пандемию.
Однако в условиях Эстонии этот вариант представляется маловероятным. Во-первых, ввиду малочисленности этого самого населения, а, во-вторых, из-за, скажем мягко, разницы в темпераменте между южанами и народом, принадлежащим к нордической расе…
Что же касается вероятности прироста населения за счёт внешних факторов (проще говоря — эмиграции, и не только трудовой), то у нас имеются политические силы, которые костьми лягут, если понадобится, не только своими, но и чужими, но такого хода событий не допустят.
В общем, куда ни кинь — всюду клин. И на этом фоне любая налоговая реформа — это латание Тришкиного кафтана. Так что прав был, пожалуй, товарищ Юрген Лиги…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Кто в будущем оплатит пенсии и лечение жителей Эстонии
Айвар Кокк: Налогоплательщики не смогут платить за кризис вечно