Вячеслав Иванов: Центристы могут превратиться в большевиков

За последние полтора месяца мы настолько привыкли к вестям с коронавирусных полей, что, встретив публикацию, выпадающую из этого мейнстрима, испытываем даже некоторую оторопь.

Рейтингом об тэйбл*

Например, недавнее сообщение о том, что по итогам регулярно проводимых социологической фирмой Kantor Emor исследований партия «Эстония 200» уже три месяца подряд прочно удерживает место в тройке лидеров общественного мнения, обойдя по показателям популярности две из пяти входящих в парламент политические силы — партию «Отечество» и социал-демократов. Оказывается, кого-то еще интересуют, кроме числа жертв COVID-19, ещё и такие «мелочи», как рейтинговые опросы…

Ностальгируем помаленьку

Констатирующая интонация подзаголовка относится не только к высказыванию министра сельской жизни — экреиста Арво Аллера по поводу школьного трудового десанта на сельские нивы в рамках битвы за урожай, под лозунгом «Всё новое — это хорошо забытое старое». Хотя и к нему тоже, но об этом позднее.

Мои приятные воспоминания о былом укладываются в более короткий временной промежуток —всего-то каких-нибудь полгода. Когда ещё многим казалось, что рейтинги политиков и их объединений (ну, разных там партий, коалиций, оппозиций и прочих причиндалов из истеблишментского набора) с это очень важно. Может быть, даже судьбоносно.

Впрочем, если серьёзно, то следует признать: это всё на самом деле важно. Потому что, как ни крути, а вирусная круговерть рано или поздно либо закончится, либо каким-то иным образом войдёт в более-менее привычное русло. Как мудро выразился лучший друг пионеров, железнодорожников и физкультурников (Иосиф Сталин — Ред), гитлеры приходят и уходят, а народ, великий германский народ, пребывает вовек! А тут даже и не Гитлер, а всего-навсего какой-то микроорганизм… Так что сам факт выползания политических тем на свет божий можно только приветствовать.

Хотя многим эта тема кажется скучной: ни тебе спецкостюмов, ни дискуссий «носить маску или помереть, дыша полной грудью?». А нам-то какая разница, обошла «Эстония 200» соцдемов и «народников» или нет?! Мы-то что от этого имеем?

А вот и не скажите! Расклад на сегодняшний день таков: Партия реформ по-прежнему возглавляет рейтинговую таблицу с тридцатью (стабильно!) процентами сторонников среди опрошенных. На втором (уже!) месте с 19-ю процентами — EKRE. Центристы на третьем месте: 18%. С точки зрения статистики разрыв малозначительный, но всё-таки…

У партии, возглавляемой Кристиной Каллас, на протяжении трёх месяцев показатель колеблется в значениях 13-14 процентов. Отрыв от центристов сокращается, причём, так сказать, с обеих сторон: центристы теряют, «Эстония200» приобретает. Не обязательно в форме перехода от тех к этим, но главное — тенденция, причём устойчивая.

Председатель партии Eesti200 Кристина Каллас. Фото: facebook.com/Eesti200tegija

 

Вперёд, отряды сжатые!..

Чем эта тенденция чревата для нас с вами? На бытовом уровне в среднесрочной перспективе вроде бы ничем. Пока ничем! Но если движение продолжится в том же духе, то в конце концов центристы безвозвратно утратят свою лидерскую позицию в коалиции, заняв табуретку младшего партнёра уже не только де-факто, но и де-юре. Кто в таком случае возглавит правительство? Угадайте с трёх раз.

Рост популярности «Эстонии 200» на этом фоне, конечно, явление бесспорно положительное. Но для того, чтобы реально влиять на государственную политику, надо стать парламентской партией, а ближайшие выборы (если не приспичит провести внеочередные) состоятся только в 2023 году. Далековато, однако…

Холщовые сумки с логотипом партии «Эстония200». Фото: facebook.com/Eesti200tegija

 

Если же коалицию, а, значит, и кабмин возглавит Март Хельме, то мало никому не покажется. И пандемию станем воспринимать как благодать небесную. Или как небесную кару — это уж как карта ляжет…

Так что остаётся уповать на то, что у центристов взыграет ревность к обогнавшим их партнерам-конкурентам (раньше, когда речь шла о соцсоревновании — ностальгия же! — употреблялось нелепое словосочетание «друзья-соперники»), и соратники Ратаса , засучив рукава, включатся в решающий бой за рейтинги.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас, министр внутренних дел Март Хельме и министр финансов Мартин Хельме (справа налево). Фото: facebook.com/keskerakonna

 

Ресурс здесь огромен. Можно, например, не дожидаясь осенней страды, вывести на поля (посевная в разгаре) и фермы десант из членов Рийгикогу и министров, с подкреплением в виде летучих отрядов канцлеров и вице-канцлеров. Набеги на сельхозугодья можно чередовать с дежурством тех же народных избранников в магазинах и в городском транспорте, где они могли бы бесплатно раздавать защитные маски, одноразовые перчатки и дезинфицирующие средства (последние можно в виде бутылок с 80-градусной водкой), приобретенные на свою, депутатскую, зарплату. Рейтинг, уверяю вас, взлетит до немыслимых высот!

Можно, правда, выйти из состава парламента и, по примеру «Эстонии 200», набирать очки простым выжидательным невмешательством в ход событий. Но для центристов такой вариант ещё более неприемлем, чем хождение в народ. От власти, хоть бы и на ролях «чего изволите?», добровольно отказывается лишь последний… ну, сами понимаете. К тому же рейтинг «двухсотников» — это всё-таки больше аванс, чем реальное признание заслуг.

Поможет ли Таллинн государству?

Есть, правда, ещё и такое мнение: мол, теряя уважение избирателей на общегосударственном уровне, центристы ещё могут сохранить его, а, может, даже приумножить — в масштабах местных самоуправлений. Например, в Таллинне, где городская управа во главе с Михаилом Кылвартом вполне себе авторитетна среди столичных жителей.

Что ж, в истории уже было что-то похожее. Российская Социал-демократическая рабочая партия, помнится, чаяниями Владимира Ильича в свое время, тоже борясь за популярность в массах, разделилась на просто РСДРП и РСДРП(б), то есть большевиков. Этот пикантный литер в скобках, кстати, партия сохранила за собой и уже при Сталине, после переименования во Всероссийскую, а позднее и Всесоюзную Коммунистическую партию, ВКП(б).

Какая часть разделившейся (если до этого дойдёт) Центристской партии Эстонии присовокупит к своему названию маленькую буковку «б»? Вопрос пока остается открытым…

* «Тэйбл» — от англ. table — стол

 

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

правительство ЭстонииРийгикогутопЭстонияЭэсти 200Юри Ратас