Вячеслав Иванов: Айво Петерсон — рождение традиции

Эстония по части демократичности законов и вообще государственного устройства — снова впереди планеты всей. В минувший понедельник, при утверждении списков кандидатов, идущих на выборы в Европарламент, и распределении избирательных номеров среди партий и независимых участников, Республиканская избирательная комиссия, действуя методом жеребьёвки, первый номер присвоила партии Koos ("Вместе"), в списке которой значится только один кандидат — обвиняемый в антигосударственной деятельности Айво Петерсон.

Профессиональные политики, кисловато улыбаясь, поминают всуе нумерологию и иронизируют: дескать, цифры, указывающие на очерёдность в списке, ничего не значат, избиратель, мол, сам разберётся и будет голосовать, как подсказывают ему гражданская его совесть и политический вес кандидата.

Дальше первых номеров не заглядывают

Хотя при этом (привет от старины Фрейда!) допускаются досадные оговорки. Например, кандидат от партии Isamaa Рихо Террас в эфире «Актуальной камеры» в тот же день признал, что «часть избирателей дальше первых номеров в списках [кандидатов] не заглядывает»…

Во всяком случае, складывается ситуация, при которой максимально вероятен вариант, что Эстонию в высшем органе власти Европейского союза будет представлять самый скандальный за всю историю членства нашей страны в этой институции политик.

Если, конечно, эстонская Фемида не поторопится и не вынесет Петерсону обвинительный приговор до 3 июня. Хотя и после этой даты возможен титр «Продолжение следует» (в виде различного рода кассаций, апелляций и прочей бюрократической волокиты), но это уже будет не тот эффект…

Любопытно, что постоянно демонстрирующая последние месяцы завидный рост своей популярности партия Isamaa при жеребьёвке, волею рока, получила в списке партий неубедительное шестое место (из девяти возможных), то есть явно ниже ватерлинии. На таком фоне становится понятно, отчего это в голосе экс-генерала и ныне действующего депутата Европейского парламента при интервью на телекамеру звучала плохо скрываемая досада.

Вообще расклад в нынешнем пасьянсе Республиканского избиркома получился не лишённым интриги. Кроме уже описанной — главной, заслуживают внимания ещё как минимум две позиции. Среди них — тот факт, что под вторым номером пойдёт оппозиционная и в Рийгикогу, и в столичном горсобрании партия EKRE.

Тогда как правящая Партия реформ всего лишь седьмая, по соседству с лузерами, закадычными соперниками — центристами (номер восемь). Замыкает список партия-аутсайдер «Правые».

Впрочем, это всё — уже действительно бантики на декорациях…

Скучно не будет

Что же касается очередного прыжка на передний план партии Koos, не имеющего вроде бы реального значения, то здесь всё-таки определённая символика заложена — верим мы в нумерологию или с негодованием её отвергаем.

Объясняйте это случайным стечением обстоятельств, или конспирологическими происками «внутреннего государства» (по Марту Хельме), или как угодно ещё, но кульбиты, произведённые Айво Петерсоном, оставляют за собой такой инверсионный след, что списывать всё на простое совпадением фактов как-то рука не поднимается.

Напомним славные вехи биографии кандидата, хотя бы в телеграфном стиле. Был пограничником, тамадой на свадьбах и развлекательных мероприятиях, строителем, массажистом, целителем. Состоял в Центристской и Социал-демократической партиях. Неоднократно баллотировался по их спискам в городское собрание Нарвы и Нарва-Йыэсуу. На последних (2023 г.) выборах в Рийгикогу набрал 3968 голосов. Непосредственно накануне выборов находился в оккупированном российскими войсками Донбассе, куда попал через Россию, и вёл оттуда свою предвыборную агитацию.

По возвращении из России Петерсон задержан пограничниками на КПП в Нарве, где имел многочасовую беседу с сотрудниками внутренних органов. После чего отпущен. Объяснение цитирую по публикации на портале ERR от 7 марта 2023 г.. «Действия Айво Петерсона, который посетил [в день выборов, 5 марта] оккупированную Россией восточную Украину и передавал оттуда взгляды Кремля, не являются основанием для его наказания (выделено авт.), признали представители государства». Конкретно в сообщении фигурировали вице-канцлер МВД по внутренней безопасности Вейко Коммусаар и представитель прокуратуры Каури Синкевичюс.

Ещё через четыре дня Айво Петерсон и пара его соратников/соучастников были взяты под стражу по подозрению в антигосударственной деятельности, а партнёр и соучредитель партии Koos Олег Иванов успел покинуть Эстонию и обосновался в России…

Вся эта история напоминает анекдот из обихода преподавателей марксистской философии: «Что есть случайность и что есть, товарищи, закономерность? Если человек выходит из дому, и на голову ему падает балкон, а он всё-таки остаётся жив — что это? Правильно, случайность. А если он на другой день снова выходит из дому, и на него снова падает балкон, а он снова остаётся жив? Нет, это не закономерность, товарищи. Это — привычка. А если и в третий раз то же самое? Это уже добрая традиция…».

То есть закономерностей, товарищи, вообще не бывает.

Ведь в руках же держал…

Шли годы. Смеркалось.

Драматургия развивающегося действия подвела к судебному заседанию, где, как сообщает 21 февраля сего года портал rus.delfi.ee, «… суд постановил объявить слушания по делу обвиняемых в государственной измене Айво Петерсона и Дмитрия Роотси, а также обвиняемого в деятельности против Эстонской Республики Андрея Андронова, закрытыми на время рассмотрения определённых доказательств».

Позже мне довелось слышать одного из участников этого заседания (имя назвать не могу), сетовавшего, что он связан распиской о неразглашении, которая лишает его возможности поведать о захватывающем дух эпизоде игры разведок.

Слушая его, я вспомнил ещё одну, похожую, ситуацию. Некий мой коллега, имени которого я тоже назвать не могу (хотя нынче он вне пределов досягаемости любых спецслужб), рассказывал мне, что держал в руках досье на предыдущего предстоятеля Русской православной церкви. «Ты себе не представляешь, ЧТО я там увидел! — восклицал мой визави. — Просто руки чесались… Но ничего не мог поделать — гостайна!».

Айво Петерсон, конечно, не Патриарх Московский и всея Руси, но личность тоже, согласитесь, вполне незаурядная. И было бы крайне любопытно увидеть его — после скамьи подсудимых — в кресле депутата Европарламента.

Или я ни разу не прав?..

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Вячеслав Иванов: Отныне «Koos/Вместе» навек!

Айво Петерсонвыборы в Европарламент — 2024партия KoosполитикатопЭстония