Ключевые слова здесь — 95%, сланцевые и госконцерн. Таким образом, поставка или, по словам нашего премьера Каи Каллас, недопоставка Россией газа в Европу, не имеет ровным счётом никакого отношения к внутреннему ценообразованию на электроэнергию. Это наш собственный (точнее, нашего государства в лице госконцерна) выбор — формировать розничную цену для потребителя в зависимости от биржевой цены.
Ещё раз, себестоимость производства электроэнергии у госконцерна не поменялась (цена на сланец, зарплаты и т. п. практически не изменились), меняется только продажная цена. Нехватка, т. е. разница между производимой внутри Эстонии и необходимой для потребителей электроэнергией, маргинальна, не всегда существует (лишь в ситуации пиковых нагрузок) и покрывается из-за рубежа.
Теперь про зарубеж. Ранее Эстонии была участницей ЕЭС (Единой энергосистемы, наследницы Союзных сетей), из которой с понтом вышла не далее как летом 2021-го года. Теперь при нехватке собственных мощностей мы докупаем их не в России, а в Европе. Зависит ли европейская биржевая цена на электричество напрямую от цены на российский газ? Ответ — нет. Кроме газовых электростанций, в Европе много других, работающих на иных видах топлива и по иным технологиям, — от ветряков и гидростанций до атомных включительно.
Что касается цены на российский газ, то это вообще отдельная история. Эстония в числе первых занималась и продолжает заниматься саботажем строительства газопровода «Северный поток». Посему недостаток российского газа (а Россия, как известно, не единственный поставщик газа в Европу), если таковой и существует, в том числе объясняется вынужденной задержкой в строительстве данного газопровода.
Итак, что мы имеем в остатке:
- госконцерн Eesti Energia гребёт сейчас необоснованные сверхприбыли, обирая тем самым народ Эстонии, который…
- будучи номинально владельцем госконцерна, на самом деле этих денег больше не увидит, ибо…
- правительство Эстонии, состоящее из реформистов и центристов, продолжает гнать пургу про российский газ и т. п. с одной лишь целью — максимально долго доить народ, накачивая Eesti Energia деньгами, которые в дальнейшем перетекут если не в завиральные инвестиционные проекты в штате Юта или в Иордании, то в виде дивидендов в госбюджет, с дальнейшим их перераспределением на новые пушки и пр. «необходимые» затраты, потому как госбюджет у нас давным-давно дефицитный.
В противном случае правительство уже давно могло бы если не регулировать продажную цену электричества, то установить её предел, как в Норвегии, например. Вместо этого коалиционные партнёры — Партия реформ и Центристская партия — занимаются демагогией, как бы споря относительно вариантов компенсаций, а на самом деле тупо затягивая процесс.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Заявление Каи Каллас — государство людей в беде не оставит?
Рынок электроэнергии — реформировать! В Эстонии начинаются акции протеста
Наталья Китам: Многие окажутся ниже уровня выживания, но когда это дойдёт до властей?