Вячеслав Иванов: Центристская партия — как Англия

Не в смысле «владычица морей», не как империя, над которой никогда не заходит солнце. Принцип, сформулированный британским премьером (1855–1865) лордом Палмерстоном, который гласит, что у Англии нет неизменных союзников и нет вечных врагов, лишь её интересы неизменны и вечны, достаточно универсален. Он в равной степени успешно применим не только к туманному Альбиону XIX века, но к любому объекту, субъекту, явлению или событию на политическом пространстве — с тех пор, как политика вообще стала неотъемлемой частью общественной жизни.

Поэтому считать, что, вступая в сговор (в сомнительные договорные отношения, если вам не нравится этот термин из уголовного кодекса) с политическими силами, которые нам почему-либо не нравятся, Центристская партия нарушает некие этические нормы, совершает морально осуждаемые действия или каким-то иным способом предаёт интересы своего электората, было бы наивным.

Во-первых, в политике вообще такие понятия, как мораль, этика, предательство, носят сугубо условный характер и имеют достаточно размытые рамки, которые при желании можно насколько угодно сдвинуть или расширить.

Во-вторых, интересы электората — это тоже не что-то раз и навсегда устоявшееся, зафиксированное в пространстве и времени без малейшего допуска надежды на возможность компромисса, хотя бы теоретическую. В реальности эти интересы не столько выражаются и защищаются, сколько формируются. По принципу «Не стóит прогибаться под изменчивый мир — пусть лучше он прогнётся под нас!»…

На совершенно новом уровне

Депутат Рийгикогу от Социал-демократической партии Танель Кийк на днях опубликовал на портале Postimees свою оценку действий нынешнего руководства Центристской партии: «Я хорошо помню, как Михаил Кылварт критиковал Юри Ратаса за формирование совместного правительства с EKRE и «Отечеством», но теперь он сам вывел сотрудничество Центристской партии с EKRE на совершенно новый уровень…».

И далее парламентарий, дважды занимавший министерские посты в качестве члена Центристской партии и лишь несколько месяцев назад сменивший ориентацию на соцдемовскую, приводит список прегрешений команды бывшего столичного мэра, состоящий из семи пунктов. Совершенная новизна уровня заключается в том, что эти грехи состоялись в тандеме только с партией EKRE, т. е. без участия также оппозиционной ныне на парламентском уровне партии Isamaa. Таким образом, сложившийся при Ратасе триумвират, получивший язвительную аббревиатуру EKREIKE (EKRE — Isamaa — Keskerakond), сократился на одну букву I и стал просто EKREKE.

На самом деле не то что совершенной, а и вовсе никакой новизны здесь нет. Начнём с того, что вечным и неизменным интересом центристов была и остаётся (как, впрочем, и для любой вообще политической силы) власть, от которой их сегодня отлучили уже практически на всех уровнях. Необходимо вырабатывать новую, а точнее (и легче!) реанимировать старую тактику борьбы за возврат. На этом фоне привлекать в свой лагерь ставших несомненными фаворитами общественного мнения «отечественников» центристам сегодня нет никакого резона. Это значило бы заведомо поставить себя в амплуа «третьим будешь?».

EKRE, конечно, тот ещё партнёр. Но всё-таки более предсказуемый, имеющий больше точек соприкосновения, чем Isamaa, чей председатель Урмас Рейнсалу ныне закусил удила и на волне почти феноменального успеха не согласен ни на какие уступки.

Мир прогнётся под нас… Кто под кого?

Собственно, весь «список Кийка» и является перечнем этих самых точек, накопленных только за последние два месяца. При ознакомлении с ними трудно определить, кто под кого готов прогнуться.

Но особое внимание всё-таки привлекает номер пятый: «В апреле и мае депутаты Центристской партии и EKRE выступили против заявления Рийгикогу, осуждающего деятельность Московского патриархата, которое тем не менее было принято 6 мая».

Если все остальные пункты имеют, можно сказать, практическое, прикладное значение (вотум, голосование, вотум, обструкция), то процитированный выше носит характер почти философский, во всяком случае — мировоззренческий.

И, хотели этого инициаторы подобного противостояния в парламенте или не хотели (а, скорее всего, именно хотели), но такой шаг как раз и относится к инструментам формирования общественных интересов.

Возникший — будем называть вещи своими именами — раскол между двумя ветвями эстонского православия, инспирированный Патриархом Кириллом, а фактически — Владимиром Путиным, ни к чему хорошему привести не может по определению.

В каком-то смысле, может быть, и было бы уместным утверждение, что повторившийся раскол по этому вопросу в Рийгикогу есть не что иное, как отражение случившегося в жизни двух общин. И даже списать этот факт на гримасы демократии (мол, демократия отвратительна, хотя все остальные способы правления… и так далее).

Но парламент — всё-таки не зеркало. Это, на минуточку, орган законодательной власти. В Эстонии как парламентской республике — высший орган.

Получается, что центристы вкупе с закоренелыми национал-консерваторами из EKRE потакают совершенно неуместным настроениям в наименее защищённой социально, экономически и политически, а потому наиболее уязвимой части эстонского общества. Вряд ли такое поведение можно считать отстаиванием интересов этой части…

А, кроме того, совсем не исключено (хотя и не так легко осуществимо), что пастыри обеих православных церквей Эстонии всё-таки сумеют договориться. Тогда получится, что лидеры EKRE и центристов окажутся святее, только не Папы Римского, а Патриарха Московского. Но если до обоих Хельме мне в этом смысле, как до Никарагуа на байдарке, то видеть в той же компании Михаила Кылварта всё же не хотелось бы…

И уж совсем несерьёзно выглядят регулярные покусывания премьер-министра с кресел центристского сектора Рийгикогу в ходе правительственных инфочасов — то на предмет лимонадного налога, то по поводу слухов об отмене индексации пенсий  и т. д.

Дело в том, что таким образом центристы, собственно, агитируют против Партии реформ и лично Каи Каллас тех, кто и так настроен против той и другой. А вот если бы удалось нарыть реальный компромат на главу правительства в продолжение, а главное — развитие темы «российского следа» в делах фирмы её мужа, чтобы было, о чём задуматься крупному капиталу и чем заняться КаПо…

Но тут нужна фигура масштаба Штирлица. На Антона Вайно в этом смысле надежды мало, тем более что он, по мнению бывшего российского премьера Михаила Касьянова (Rus.Postimees, 15 мая с.г.), «давно не считает себя эстонцем». Правда, Штирлиц ведь тоже не позиционировал себя в качестве русского…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Центристы: Заявление Рийгикогу по поводу православной церкви ограничивает свободу вероисповедания…

Миллиард евро в бюджет и борьба с «перебежчиками» — Лаатс стал главой фракции центристов в…

Цингиссер: Обречена ли Центристская партия?

EKREIsamaaМосковский патриархатполитикаТанель КийктопЦентристская партияЭстония