Любая цитата, выдернутая из контекста, являет собой усечённую авторскую мысль. Поэтому цитирую максимально (по возможности) широкий вариант.
«В пятницу Лось рассеял (…) подозрения в свой адрес, в своих публичных объяснениях признавшись в любви к Эстонии и однозначно осудив начатую Путиным в Украине войну. Лось сказал, что, вероятно, мог бы высказаться мягче, отметил, что самые хлёсткие фразы его поста в перепечатках СМИ вырывались из контекста, и попытался растолковать то, что он на самом деле имел в виду. Вполне вероятно, что его объяснения были бы если и не приняты эстонским обществом, то хотя бы изучены довольно большим количеством людей, но, к несчастью для Филиппа Лося, Михаил Стальнухин в тот же день вечером сумел разъярить эстонское общество до такой степени, что своим весьма спорным высказыванием на весьма чувствительную тему отбил всякую охоту выслушивать чьи-либо оправдания и тем более — в них вникать».
Известно, что ярость — плохой советчик. Где уж тут вникать!..
Как ляпнется, так и откликнется
В середине 1960-х годов, участвуя на Новосибирском областном телевидении в прямом эфире передачи клуба старшеклассников «Алые паруса», я умудрился ляпнуть на полумиллионную зрительскую аудиторию, что мы — я и мои сверстники — являемся потерянным поколением.
Подвигло меня на такую бестактность раздражение из-за розовых соплей с повидлом, которые развели в аудитории участники дискуссии «Наш сверстник в современной советской литературе».
Конечно, молодость, горячность; плюс только что разрешённые к печати Ремарк и Хемингуэй; плюс отголоски хоть и находящейся на излёте, но ещё чувствовавшейся хрущёвской оттепели…
Не стану описывать переполох, случившийся в павильоне и на студии в целом. Скажу только, что все студийные телефоны были раскалены в течение нескольких часов. Реакция зрителей была от «молодец, дайте ему продолжить» до «расстрелять перед строем!»…
И хотя к тому времени я уже многократно публиковался в городских и областных газетах, и их сотрудники, которые со мной занимались, прочили мне недурную карьеру журналиста, однако же по окончании школы ни одной из этих редакций в штат я так и не был зачислен. Хотя двое моих ровесников, как и я не имевших специального образования, — сыновья местных членов Союза писателей СССР, оказались пригодными. Поскольку не болтали, что попало там, где не надо.
Волчий билет был мне выписан и инстанциями утверждён…
«Слабостью советского духа»
И только когда мы с семьёй в начале 70-х переехали в Эстонию, идеологическая порча с меня не то чтобы была снята, а как-то слетела сама собой.
Тогдашний главный редактор «Советской Эстонии» Юхан Юрна, светлая ему память, взял меня на должность собственного корреспондента партийной республиканской газеты, несмотря на отсутствие диплома о высшем образовании и — главное! — билета члена КПСС. Взял с семимесячным (!) испытательным сроком, а уже через три месяца утвердил на постоянной основе.
То есть даже в те времена, хоть и вегетарианские по сравнению с 1937-м, но всё-таки вполне советские, в Эстонии преобладал дух терпимости к инакомыслию.
По словам «главного диссидента Советского Союза» Александра Солженицына, которого связывали с нашей страной самые тёплые дружественные отношения, «слабостью советского духа Эстония и была тогда роднее всего».
Тем огорчительнее сегодня видеть, как эта толерантность изменяет и политикам, и общественному мнению. Хотя эстонское общество и считается одним из наиболее демократичных среди бывших советских республик и стран народной демократии.
Признаться, я не испытываю никаких симпатий ни к Михаилу Стальнухину, ни к Филиппу Лосю. Как, впрочем, и ни малейшей антипатии к ним обоим. Каждый из них идёт своей дорогой, которая с моей просто не пересекается.
Но реакция республиканских СМИ на их реплики (согласен — неполиткорректные) представляется мне как минимум не вполне адекватной. И уж никак не заслуживающей того, что называется разъярить общество до такой степени.
Особую оторопь вызывает наличие (оказывается!) некоего чёрного списка прегрешений русскоязычных центристов, который в упоминавшейся публикации Rus.Postimees цитируется. Судя по некоторым прозрачным намёкам — частично. То есть имеется и более полный.
А вот интересно, есть ли у компетентных органов такой же перечень допущенных публично грехов членов Партии реформ? Правда, в их рядах не так много русскоязычных, которым доверено озвучивать своё мнение. Так что за это можно не волноваться…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Филипп Лось: Меня оскорбляет возня с санкциями против русских
Паэт о высказываниях Лося: Сегодня же нужно аннулировать его вид на жительство