Вячеслав Иванов: Русского вопроса нет? Ну и не надо!

Восстановят ли центристы былую популярность? Так был поставлен вопрос на состоявшейся в среду (22 ноября) передаче «Центристская партия: причины кризиса» в программе «Эпицентр» на канале ETV+.

Что характерно, проводившийся в течение прямого эфира опрос телезрителей показал: 95 процентов аудитории верят в возрождение былого величия «партии Эдгара Сависаара». Соответственно, пять процентов — отказники. Мне это напомнило старую шутку: наукой точно установлено, что девяносто пять процентов мужчин любят полных женщин; и только пять процентов — очень полных…

Птица Феникс завтрашнего дня

Рискую оказаться в абсолютном меньшинстве и тем не менее берусь утверждать, что как название передачи, так и вынесенный на обсуждение вопрос/päevapraad*, сформулированы некорректно.

Во-первых, обсуждать причины кризиса, когда кризис уже случился (хотя, по мнению участвовавшего в дискуссии депутата Рийгикогу центриста Вадима Белобровцева, партия переживает не кризис, а «просто не самое лучшее время»), неконструктивно. Одна из моих любимых цитат в повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» по этому поводу гласит: «Сгорел у вас дом, или разбило его ураганом, или унесло наводнением — вам надо думать не о том, что именно случилось с домом, а о том, где теперь жить, как теперь жить, что делать дальше…».

А, кстати, в ходе дискуссии практически так и не прозвучали слова, которые можно было бы интерпретировать как анализ причин кризиса или хотя бы как простое указание на них (причины). И это как раз положительный момент: причины известны с самого начала, и нечего воду в ступе толочь.

Будем откровенны: кризис таки имел место, и случился он не сегодня и даже не вчера, не неделю или месяц назад, а восемь уж лет тому — когда началась первая «большая волна эмиграции» центристов в разные другие партии.

Дела Железного Эдгара пошли тогда уже настолько плохо во всех отношениях, что наиболее шустрые члены решили: пора делать ноги! Собственно, с тех пор эти волны, с синусоидальной ритмичностью, накрывают партию, откатываются, снова накрывают и снова…

На самом деле, нынешний сентябрьский съезд центристов, который вызвал наибольший за последнее время отток недовольных, стал, по сути, завершением хронического вялотекущего кризиса, катарсисом, после которого либо наступает клиническая смерть, либо происходит полноценное очищение и начинается процесс выздоровления.

По поводу первого варианта — практически все участники передачи, включая недавно сменившую партбилет Марию Юфереву-Скуратовски, сошлись во мнении на афоризме Марка Твена: «Слухи о моей (в описываемой ситуации — Центристской партии, — В.И.) смерти сильно преувеличены».

Что же касается выздоровления…

До, во время и после этой передачи (проще говоря, постоянно), когда речь заходит об одном из главных симптомов кризиса — более или менее массовых перебежках центристов в другие партии, — возникает отсылка к общему количеству членов ЦПЭ, которая по-прежнему остаётся самой многочисленной политической организацией в стране. И на фоне этих тринадцати тысяч, друг к другу прижатых туго, даже 130 человек (по-моему, именно столько имён фигурирует в последнем «мартирологе») представляются не критической величиной. Всего-то один процент…

Не думаю, что следует особенно этим заморочиваться, однако же: этот один процент — не рядовые члены партии, а, как правило, публичные фигуры, которые занимают более-менее заметные позиции на политической шахматной доске. Другое дело, что освобождаемые ими места, учитывая остающийся ресурс, есть кому (или кем) заполнить. Вот почему для правления партии задачей «номер раз» должна стать, или оставаться, работа по выращиванию резерва «замещающих игроков». Тот факт, что фразу «кадры решают всё!» произнёс Сталин, не лишают её реального смысла. Даже самые отпетые негодяи иногда говорят дело…

И вот здесь-то следует как можно серьёзнее отнестись к результатам блиц-опроса во время телеэфира и принять очень близко к сердцу те заветные 95 процентов, которые верят в возрождение Центристской партии. И хотя итоги параллельно ведшегося (и продолжающегося!) голосования на сайте Rus.ERR.ee показывают несколько менее оптимистичные настроения аудитории («за» и «против» в соотношении 56:44), но всё-таки и в них преобладает позитив.

Можно прятать голову в песок, под крыло или в любое другое место, но придётся признать, что партия Сависаара всегда воспринималась и воспринимается до сих пор как партия, которая (единственная на всём политическом пространстве Эстонии) в максимально возможном объёме последовательно и более-менее эффективно выражает и поддерживает интересы «нетитульных» жителей страны.

Опять-таки, сколько бы мы ни повторяли мантру о том, что для политических партий и для отдельных политиков не имеет (по крайней мере, не должна иметь) значения национальная принадлежность её реального и/или потенциального электората, но факт остаётся фактом: основная аудитория центристов, несмотря ни на какие коллизии, была и остаётся русскоязычной. И у неё продолжает существовать потребность в политической силе, которая бы отвечала её — этой аудитории — запросам. Итоги опроса во время упоминавшейся передачи — прямое тому доказательство. Конечно, в Эстонии нет национальной проблемы. Но люди, принадлежащие к различным этническим группам, остаются.

…Я уже как-то писал об этом, но удачную мысль не грех и время от времени повторять: ни в коем случае не следует громко декларировать свои, какие бы то ни было, национальные предпочтения. Но и забывать о наших различиях тоже было бы неправильно…

——————————————————————

* Буквально «блюдо дня», дежурное блюдо (эст.); здесь — главная тема разговора.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Цингиссер: Обречена ли Центристская партия?

Самой популярной партией Эстонии стала Isamaa — опрос

«Мы потеряли большую часть эстоноязычных избирателей» — ряды центристов покинул Таави Аас

ETV+Вадим БелобровцевМария Юферева-СкуратовскиполитикатопЦентристская партияЭстония