Розничная цена топлива на бензозаправочной станции, объяснил порталу Tribuna.ee экономист Владимир Вайнгорт, состоит из трёх основных составляющих: себестоимость продукта для продавца, маржа продавца (всё-таки, продавцы закладывают в цену серьёзную прибыль) и прямой платёж государству. При этом решающим фактором являются именно акцизы — то есть та доля, которую добавляет к цене государство.
«С начала 2000-х годов у нас был взят курс на преобладание косвенного налогообложения над прямыми налогами. И если мы посмотрим баланс поступления налогов в госбюджет, то увидим, что у подоходного налога что с физических, что с юридических лиц — не решающий вклад. Основные поступления составляют косвенные налоги, от которых трудно как-то уйти, в том числе и акцизы, в частности на дизельное топливо», — сказал Вайнгорт.
Поэтому как только снижаются акцизы*, так сразу и падает цена. Сами продавцы, подчеркнул Вайнгорт, тоже заинтересованы в снижении розничных цен на бензин ввиду снижения акцизов — свою прибыль при этом они не теряют:
«Продавцы в данном случае действуют как агенты по поручению государства, которое им сказало, какой процент нужно добавлять, и это не их прибыль: что они получают от покупателей в рамках акцизной политики, то, как правило, в полной мере и отдают государству. Соблазн снизить цены не до конца, может, и есть, но обычно так не делают, а снижают даже с удовольствием — ведь со снижением цены привлекается больше малообеспеченных слоёв населения, растёт объём продаж».
Цены на нефть влияют. Но не сразу
Что касается падения цен на нефть, то, во-первых, эстонские продавцы приобретают не нефть, а топливо с нефтеперерабатывающих заводов, отметил Вайнгорт: «Да, цена нефти влияет на цену конечного продукта, но на его стоимость влияют и всевозможные налоговые поступления тех государств, где производят топливо, и всевозможные топливные добавки. Падение цены на нефть не означает, что снизятся расходы производителей на другие составляющие длинной технологической цепочки».
К тому же на цены топлива в окошках заправочных станций в ближайшие недели будет влиять не сегодняшняя цена на нефть, так как бензин сделан из «вчерашней нефти, а нынешняя дешёвая нефть лишь заливается в хранилища». Поэтому Вайнгорт считает, что цена на бензин хоть и должна снизиться со временем, но её падение точно не будет пропорциональным двукратному обвалу цен на нефть.
Почему цены на топливо в Эстонии «синхронизированы»
В искусственное завышение цен на эстонских заправочных станциях Вайнгорт не особо верит.
«В любом учебнике экономики есть графики, на которых одна кривая отражает желание максимизировать прибыль, а другая кривая отражает падение объёма продаж при максимизации прибыли. Всегда находится некий оптимум, точка равновесия. Особенно в реализации такого товара, как бензин, объёмы продаж которого огромны в сравнении со многими другими товарами. Экономика — это объективная картина, и эстонские продавцы топлива это понимают», — объяснил Вайнгорт.
Что касается одинакового уровня цен на заправках Эстонии (которые снижаются и поднимаются синхронно), то это продиктовано, по словам Вайнгорта, не неким «картельным сговором», а простым отсутствием конкуренции: всего четыре продавца — это почти монополия.
«При таком малом количестве продавцов — это касается любого продукта, не только бензина — цена может колебаться, но так незначительно, что обычный потребитель этих колебаний не чувствует», — добавил экономист.
*Как известно, для снижения транспортных и жилищных расходов правительство решило снизить на два года, то есть с 1 мая нынешнего года по 30 апреля 2022 года, ставки акцизов на разные виды топлива. В том числе снижается и акцизная ставка на дизельное топливо — с 493 евро до 372 евро на тысячу литров. Это предположительно уменьшит стоимость дизельного топлива на 14,5 евроцента за литр, сообщает официальный сайт Правительства Эстонской Республики.