Эстония, сообщили со ссылкой на свежее исследование «Евростата» аналитики эстонской компании RIA.com Marketplaces, занимает первое место в списке увеличения арендной платы и цен на жильё среди стран Европы. Так, цены на жильё в Эстонии выросли на 105,1% — согласно данному отчёту за период с 2010 года по третий квартал 2020 года.
«Но даже в это непростое время цены на квадратные метры растут, а количество сделок, по сравнению с 2019 годом, увеличивается», — сказал председатель правления эстонской компании RIA.com Marketplaces OÜ Артем Уманец.
Слова Артёма подтверждают данные Земельного департамента Эстонии. Там говорится о том, что в ноябре 2020 года на рынке недвижимости было совершено почти 4800 сделок купли-продажи, что на 23% больше, чем в ноябре год назад. И почти половина всех сделок произошли в Таллинне. При этом 993 купли-продажи были совершены с новыми квартирами (а это 37% от всех сделок с квартирами), и на 9% больше, чем в ноябре прошлого года.
Портал Tribuna.ee связался с местными маклерами и попросил прокомментировать нынешние тенденции.
Так, маклер из компании Virgo Ольга Владимирова рассказала — и эта причина увеличения количества сделок называется во многих аналитических работах — что многие сделки в начале коронакризиса просто были отложены, а сейчас они проводятся: «Люди не отказались от покупок, а отложили в силу разных причин: с банком возникали проблемы, нотариусы не принимали — конторы были закрыты. А сейчас сделки идут, нотариусы принимают, банки дают деньги».
Цены на аренду, сообщила Владимирова, падают, и в данном случае связь с пандемией самая прямая: «Нет ни студентов, ни работников, которые массово снимали квартиры. Сейчас «работают» только внутренние клиенты, но они составляют не такую большую часть. То есть потребность в арендных квартирах намного снизилась. Что касается продаж, то, по моему мнению, мало что изменилось».
Руководитель бюро недвижимости «Амбрози» Анатолий Амбрози прежде всего сказал в комментарии порталу Tribuna.ee, что статистика подорожания за десятилетие не совсем объективна, так как должна учитываться и инфляция, то есть то, насколько «подешевели» деньги. Также, по его словам, Таллинн и остальная Эстония на рынке недвижимости — всё-таки разные ипостаси. Тем не менее он согласен с выводами Ольги Владимировой.
Что касается арендного жилья, отметил Анатолий Амбрози, то на снижение цен, помимо отсутствия большого количества иностранных работников и студентов, повлияло и ещё одно обстоятельство — на рынок добавились те квартиры, которые сдавались посуточно, но в таком формате их сейчас сдавать некому.
«Их было около двух тысяч, большая часть и пошла на долгосрочную аренду, что ещё больше скорректировало цены. Конкуренция на рынке аренды возросла, торговаться, скажем так, стало легко», — сообщил Амбрози, уточнив, что цены упали как минимум на 10%: условно говоря, квартира, которую раньше можно было снять за 500 евро, теперь сдаётся за 450. А квартиры без ремонта, т. н. «бабушкин вариант», оставшиеся «после бабушки», упали в цене ещё больше — столичные арендаторы явно предпочитают квартиры с ремонтом.
«Дыхание» кризиса, по наблюдениям Амбрози, почувствовалось практически сразу, как только эта тема стала подниматься в СМИ. Конечно, кто-то отменил покупку квартиры или отложил её, но многих тревожные вести, наоборот, стимулировали приобрести недвижимость.
«У людей в Таллинне, как известно, довольно много сбережений. Многие не знали, куда их деть, и первое, что приходило на ум — это недвижимость: её и покупали, чтобы сохранить деньги, затем сдавать в аренду и т. д.», — объяснил маклер.
Цены же на квартиры на данном этапе остаются примерно на том же уровне, что и незадолго до пандемии. Но хотя предложения от судебных исполнителей поступают всё чаще, Амбрози не думает, что ожидается значительное падение цен: возможно, только в отношении квартир советского времени в «спальных районах» столицы.
«На новостройки девелоперы, думаю, не захотят снижать цены — строительные компании, которые чувствуют себя хорошо, вполне могут переждать полгода-год. Единичные случаи, думаю, будут учащаться: грубо говоря, человек живёт в Таллинне, ему нечем платить — в итоге он быстро вынужден продать столичную квартиру и уехать, допустим, на периферию — в тот же Ида-Вирумаа — и на разницу жить. Такие случаи уже есть: и среди пенсионеров, и не только», — добавил Анатолий Амбрози.
Остальные маклеры, с которыми связался портал Tribuna.ee, в целом согласились с выводами коллег. «Дополнительные комментарии излишни», — сказал, к примеру, маклер Владимир Кузнецов.
Читайте по теме:
Изменения в законе — арендаторам квартир придётся раскошелиться
Обратите внимание: права и обязанности в связи с регистрацией места жительства