Представляющие эстонские стартапы и инвесторов организации подвели итоги уходящего года, который оказался рекордным для эстонских стартапов с точки зрения оборота и привлечённых инвестиций. Однако, по мнению экспертов, дальнейшему росту технологических компаний препятствует острая нехватка талантов в Эстонии.
По словам руководителя Startup Estonia Эве Пеэтерсон, сейчас в Эстонии действуют 1290 стартапов, обеспечивающих работой более 7600 человек. «Каждое 87-е рабочее место в Эстонии связано с каким-либо стартапом. В первые три квартала этого года стартапы заплатили государству 90 миллионов евро налогов на рабочую силу, что на четверть больше, чем годом ранее, а также увеличили оборот до 935 миллионов евро, рост составил 63%. В этом году стартапы привлекли около 900 миллионов евро инвестиций, вдвое больше по сравнению с 2020 годом. Рост был стремительный, но участники рынка обеспокоены, что нехватка рабочей силы всё больше ограничивает рост эстонских технологических компаний», — сказала Пеэтерсон.
Как отметил Мартин Виллиг, президент организации, представляющей учредителей стартапов, сейчас идёт активная работа над концепцией, согласно которой в 2030 году на сектор технологий будет приходиться 30% экспорта Эстонии. Для достижения этой цели в стартапах должно работать 50 000 человек — это означает как обучение работников в Эстонии, так и привлечение иностранной рабочей силы. «Отсутствие талантов становится всё более критичным для Эстонии. Я лично надеюсь, что запуск школы «Kood/Jõhvi» в этом году станет важной инициативой, в рамках которой сотрудничество между предпринимателями и государством внесёт вклад в решение проблемы нехватки талантов. Осенью 215 студентов поступили в технологическую школу, и я надеюсь, что через два года у нас будет больше людей с широким кругозором для развития сектора», — пояснил Виллиг.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что привлечение талантов — ключевой вопрос для государства. Технологические компании в любом случае будут расти, но для эстонского государства важно, чтобы рабочие места и налоги оставались в Эстонии.
Программа «Стартап-виза Эстонии», запущенная в 2017 году, значительно облегчила проблему нехватки рабочей силы. В рамках программы было выдано 2888 видов на жительство или виз для работы в стартапах, также 831 предприниматель получил разрешение на открытие стартапа в Эстонии. За прошедшие годы эстонские стартапы наняли на работу больше всего работников из России, Индии и Бразилии.
Виллиг добавил, что для уменьшения нехватки кадров очень важно, чтобы и те технологические предприятия, которые достигли возраста десяти лет и больше не имеют права на участие в программе, могли бы использовать стартап-визу в будущем. «Стартап-виза может перерасти в так называемую технологическую визу, чтобы её могли использовать все технологические компании, которым для роста в Эстонии нужна рабочая сила», — подчеркнул он.
Президент Эстонской ассоциации бизнес-ангелов EstBAN Лев Долгачёв подчеркнул, что общество в Эстонии должно задуматься о том, готово ли принимать таланты в своей стране: «Ключевой вопрос в том, как удержать таланты здесь, как мы интегрируем людей и какую поддержку им надо оказать».
Участники дискуссии также выразили обеспокоенность по поводу ужесточающейся конкуренции между странами. Даже крупнейшим стартапам Эстонии сложно конкурировать на мировом уровне. «Мы конкурируем с Google и другими мировыми технологическими гигантами, хотим нанять одних и тех же талантов и привезти их в Эстонию. По сравнению с ними известность наших крупнейших стартапов намного ниже», — привёл пример Виллиг.
Говоря о доступности капитала, председатель правления EstVCA и партнер венчурного фонда Karma Ventures Маргус Уудам сказал, что на рынке достигнут баланс между местным и иностранным капиталом: «Учредители могут уже сейчас выбирать своего партнёра, и им больше не нужно принимать первое и единственное предложение. Так и должно быть: опытные предприниматели стараются выбрать лучшего партнёра, благодаря чему рождаются сильные предприятия».
Сейчас на счету эстонцев — семь компаний-единорогов, т. е. технологических предприятий, стоимость которых превышает один миллиард долларов. На государственном уровне было сделано предложение увеличить число эстонских «единорогов» до 25 к 2025 году.
Уудам считает эту цель амбициозной и требующей большого количества иностранного капитала и рабочей силы:
«Условно можно сказать, что средний «единорог» — это компания, в которой около 700 работников, то есть, чтобы получить 25 «единорогов» в ближайшие годы, нам потребуются 12 000 — 15 000 новых работников. Для создания «единорога» также требуется в среднем 300—500 миллионов евро, то есть нам необходимо 5—9 миллиардов евро, а это означает, что мы, скорее всего, не сможем учредить такие предприятия без американского или азиатского капитала. Нашим стартапам тоже нужно время, поскольку стать «единорогом» менее чем за пять лет — крайне редкий случай».
Посмотреть запись дискуссии Estonian Startup Ecosystem Fireside Chat 2021 можно здесь.
Читайте по теме:
Аналитики: О нехватке IT-специалистов в Эстонии вскоре заговорят всерьёз
Гастарбайтеры и повышение налогов — Эстония решает проблему дефицита рабочей силы