Блокада Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В 1941 году немецкие войска замкнули кольцо вокруг города, чтобы заморить жителей голодом и русскими холодами. В течение нескольких лет ленинградцы подвергались непрерывным обстрелам и бомбёжкам. Точное количество жертв блокады подсчитать невозможно: от голода, морозов и осколков погибли от 400 тысяч до 1,5 миллионов человек.
Про те страшные дни написаны сотни книг. Но каждый раз, когда я затрагиваю эту тему, то с удивлением обнаруживаю, как всё же мало я знаю о Блокаде.
Буквально с первого дня начавшейся войны стало ясно, что это жестокое испытание не только не обострило противоречий между Церковью и государством, как можно было ожидать, но сплотило верующих и неверующих, которые были и оставались одним народом и сражались за одну и ту же землю. Русская православная церковь с первого дня Великой Отечественной войны, не прерывая молитвы своей ни на один день, за всеми службами церковными усердно молилась Господу о даровании успеха и победы нашему воинству. Не была исключением и ленинградская епархия: в течение всей блокады в храмах собирался верующий народ, чтобы получить утешение, поддержку, надежду и помощь Слова Божьего.
В январе 1944 года была, наконец, полностью снята блокада Ленинграда. Во всех церквах, несмотря на всё ещё не отменённый запрет, звонили в колокола. Колокольный звон не умолкал более суток. Воистину, «сила Божия в немощи совершается», ведь официально он был разрешён только в 1945 году.
28 января митрополит Алексий (Симанский) — «Блокадный Владыка», как его называли прихожане, — вместе с членами Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков посетил освобождённые пригороды Ленинграда — Петергоф и Пушкин. Под впечатлением увиденной картины варварского разрушения дворцов и храмов он написал гневную статью для «Журнала Московской Патриархии».
В пасхальном послании 16 апреля 1944 года к пастырям и пастве на территории Ленинградской епархии, освобождённой от вражеской оккупации, митрополит Алексий обратился с такими словами:
«…Весть о Воскресении Христовом, для вас, братие, является сугубо радостной и светлой, так как после долгого промежутка времени вы встречаете её освобождёнными от страшного ига фашистских зверств и насилия. Бог судил вам… испить горькую чашу временного порабощения фашистскими злодеями; видеть разрушение родных городов и селений, осквернение вековых святынь и дорогих русскому сердцу памятников… пережить ужасы страданий и смерти родных, близких, друзей… Вы на опыте изведали, что такое фашизм, убедились, насколько он жесток и враждебен всему русскому, всему славянскому, каким лютым врагом он является Христианству, хотя он и старается льстиво показать себя защитником христианской веры…
Теперь отрадно было узнать о том, как многие священники и миряне бестрепетно, всеми имевшимися у них способами боролись против засилия оккупантов: помогали партизанам, укрывали их от врагов, снабжали их продовольствием и одеждой, содействовали их успехам в борьбе с захватчиками…
Но благодарение Богу! Эти тяжкие для нас времена, возлюбленные братие, теперь миновали, и радость Воскресения Господня, которую мы все вместе празднуем, так же, как и для святых апостолов, для нас теперь сугубо радостна и светла после страшной годины скорби…»
В мае 1944 года митрополит Алексий и его сестра А. В. Погожева передали свою дачу на станции Сиверская под детский дом для сыновей и дочерей погибших солдат и офицеров. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отмечал в своём обращении:
«Эта забота со стороны верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит ещё более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины, дай Бог, чтобы и на будущее время не оскудели ревность и щедрость русских православных верующих людей и чтобы это посильное участие наше в деле стояния за Родину и борьбе за её честь и свободу привлекли благословение Божие на великий подвиг…»
Перед Рождеством 1944 года к клиру и верующим жителям города на Неве, Новгородской и Псковской областей обратился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский):
«Враги наши свои неудачи думают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но всё это не может отвратить или отдалить занесённый уже над ними меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы. Мы верим, что новый 1944 г. принесёт вам избавление от ига злобного фашизма, и великий Новгород, и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости бытия и счастья свободы.
Вспоминается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили прийти в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства… Вспоминаю я, как мы совершали богослужения под грохот разрывов, при звоне падающих стекол, и не знали, что с нами будет через несколько минут… И хочется мне сказать: „Град возлюбленный! Много горького пришлось пережить тебе, но теперь ты, как Лазарь, восстаешь из гроба и залечиваешь свои раны, а скоро и предстанешь в прежней красоте…“
Я призываю благословение Божие на град сей, на братий сопастырей моих, о которых сохраняю самые тёплые воспоминания. Они разделяли со мной все труды, испытывали много скорбей, ещё больше, чем я, и теперь несут тяжёлый подвиг… И будем молиться, чтобы Господь простёр благословение Своё над Русской Церковью и над дорогой Родиной нашей…».
Мир нашему дому! С праздником!
Автор благодарит Владимира Дервенёва за возможность использовать при подготовке настоящего материала практически дословно фрагменты его книги «Город верит», вышедшей в Петербурге в 2021 году.
Читайте по теме: