После образования новой коалиции в январе этого года одной из самых актуальных тем стало русское образование и его будущее. Одна коалиционная партия (центристы) говорит о том, что перевода русских школ на эстонский язык не будет. Другая коалиционная партия (реформисты) периодически напоминает о неизбежности перевода всего образования на эстонский — правда, к 2035 году.
«Политики Партии реформ, безусловно, отдают себе отчёт в своих действиях. За последние два года они дважды пытались перевести русские школы на эстонский язык из оппозиции, подавая соответствующие законопроекты. А вступив в коалицию с Центристской партией, они развернулись на 180 градусов и добровольно согласились с существованием русских школ в Эстонии. Но далеко не каждый избиратель способен оценить такую политическую гибкость — поэтому и премьер-министр Кая Каллас, и министр образования Лийна Керсна регулярно хоронят русские школы, пусть даже только на словах.
Можно создавать рабочие группы, писать стратегии — но к 2035 году мы вряд ли увидим в политике Каю Каллас или Лийну Керсна, которые сегодня говорят о планах на 14 лет вперёд. Мы все знаем, что отказ от русского образования — это один из краеугольных камней программы сегодняшней Партии реформ, но в составе нынешней коалиции никакие шаги по переводу русских школ на эстонский язык обучения невозможны. Для Центристской партии одним из условий при формировании коалиции было сохранение за родителями права выбирать язык обучения своих детей, то есть сохранение образования на русском языке», — отметил представитель фракции Центристской партии в Рийгикогу.
От партнёра по коалиции хотелось бы, добавил Андрей Коробейник, видеть более конструктивный подход:
«В период работы прошлого правительства, где нашими партнерами были „Отечество“ и EKRE, последние воздерживались от того, чтобы столь откровенно демонстрировать пренебрежение к позициям партнёра и договоренностям. Хотя ни для кого не секрет, что не только реформисты, но и все остальные партии, кроме Центристской, выступают за перевод образования на эстонский язык. Разница лишь в том, реформисты и партия „Отечество“ хотят, чтобы русские дети учились на эстонском, но в отдельных школах, а соцдемы и „Эстония 200“ допускают совместное обучение эстонцев и русских под одной крышей, но на эстонском языке.
Одной из причин развала прошлой коалиции была риторика EKRE — со школами у них проблем не было, но зато было со всем остальным, от Финляндии до США, от полицейских до женщин. Возможно, Кая Каллас считает, что бомба не падает в одну воронку дважды_ и говорить можно всё, что угодно. А зря».
Ранее портал Tribuna.ee приводил слова Раймонда Кальюлайда (Социал-демократическая партия) о том, что «перевод всего образования на эстонский язык — решённый вопрос», хотя коалиционный партнёр Партии реформ — Центристская партия — пытается, по утверждению соцдемов, всячески опровергнуть такой ход событий.
Читайте по теме:
Город Тапа — пионер языкового погружения в Эстонии
Цель чётко установлена: к 2035 году образование должно стать эстоноязычным
Русаков: Европа защищает русскоязычное образование в Эстонии, эстонские власти — уничтожают