В условиях старения населения Эстония должна находить всё более разумные варианты — как обеспечить людям оказание медицинских услуг качественно и быстро. А с учётом того, что через 15 лет, согласно прогнозам, годовой дефицит бюджета Больничной кассы достигнет примерно 900 миллионов евро, Эстония с её не самым многочисленным и довольно гибким обществом должна смелее тестировать успешно применяемые в других государствах решения, пишет эксперт Центра мониторинга развития* Магнус Пийритс, предлагая обратить внимание прежде всего на три страны — Японию, Нидерланды и Великобританию.
Япония
В Стране восходящего солнца ожидаемая продолжительность жизни — одна из самых высоких в мире и достигла в 2018 году почти 85 лет. Также расходы на здравоохранение в 2109 году составляли 11,1% от ВВП (более десяти процентов ВВП тратят на эту сферу также упомянутые выше Нидерланды и Великобритания — 10 и 10,3% соответственно, а также Швеция — 10,9%, в то время как в Эстонии этот показатель за 2019 год составлял всего 6,8%).
Эстонский эксперт отмечает, что Японии эффективности в системе здравоохранения удалось достичь во многом и благодаря тому, что решения во всех прочих сферах принимаются с учётом их влияния на здоровье населения, так как социально-экономические факторы существенно влияют на здоровье людей. Если такой подход взяла бы на вооружение и Эстония, то тема здоровья стал а бы иметь больший вес, что в свою очередь изменило бы показатели здоровья населения в лучшую сторону — и это улучшило бы и экономические показатели. Однако такой подход сделал бы более сложным формирование политических решений, так как для создания более здорового образа жизни в масштабе государства нужно изменить очень много факторов.
Вдобавок к этому, для системы здравоохранения Японии характерна технологическая инновация —искусственный интеллект, сенсоры, «умные протезы» и виртуальные консультации. Более широкое развитие технологий в Эстонии уменьшило бы нагрузку в сфере ухода за больными и улучшило бы доступность медицинских услуг. Но несмотря на то, что, к примеру, виртуальные приёмы у врача становятся в Эстонии всё более популярными, проблемой при внедрении новшеств становятся защита данных (например, обмен данными между социальным работником и семейным врачом) и недостаток финансирования: денежный вклад эстонских пациентов в медицинские услуги составляет примерно четверть, в Японии же наполовину меньше (12,7% в 2018 году). Лишь в отдельных случаях в Японии вклад пациента может составлять до 30%, но есть и «верхняя планка»: если самофинансирование семейного хозяйства её превышает, то дальнейшие траты ложатся исключительно на систему страхования.
Нидерланды
В этой стране ожидаемая продолжительность жизни также находится на высоком уровне (81,9 лет, выше среднего по Европе (81), а разница между продолжительностями жизней мужчин и женщин одна из наименьших в Европе — 3,1 года, а в Эстонии, для сравнения, эта разница составляет 8,7 лет не в пользу мужской части населения). Медицинское страхование в Нидерландах предлагается населению некоммерческими страховщиками, однако в стране наименьший в Европе процент невыполненного необходимого лечения (всего 0,2% против 15,5% в Эстонии в 2019 году).
Основное новшество в Нидерландах — улучшение качества первичной ступени оказания медицинской помощи — в виде самостоятельно практикующих медсестёр (которые имеют право выписывать большинство лекарств и осуществлять хирургические процедуры с низкой степенью риска), а также медсестёр по помощи людям с душевными расстройствами. Таким образом снижается нагрузка на врачей-специалистов: в Нидерландах до 93% случаев заболеваний решается на первичном уровне.
Эстония, добавляет Магнус Пийритс, пошла по схожему с нидерландским пути, но Эстонию в этом плане сильно сковывает дефицит медсестёр (в Эстонии в 2017 году было 6,2 сестры, а в Нидерландах — 10,9 сестёр на тысячу жителей). В ближайшее время существенных улучшений не предвидится, так как медицинскую школу заканчивает ежегодно около 500 сестёр, а нужно 700-800. Проблема не только в образовании, но и в законодательстве: так, семейная медсестра в Эстонии, к примеру, не может оформить лист нетрудоспособности.
Великобритания
Показатели здоровья населения в Великобритании хорошие, но есть большие различия в зависимости от социально-экономического статуса населения. Британская медицина также всё больше вкладывает в удалённые консультации пациентов.
При применении в медицине Великобритании новых технологий используется специальный метод, при помощи которого, с учётом экономических и этического аспектов, объективно оценивают соотношение финансовых затрат на новую технологию с ежегодной прибылью, которая способна принести эта технология. Установлен показатель, который новая технология должна преодолеть, чтобы её внедрение поддержало государство. В Эстонии подобное оценивание применяется для новых лекарств и приспособлений (до сих пор сделано 44 таких работы, 7 ещё в процессе), так что более широкое применение такой системы в Эстонии, пришли к выводы в Центре мониторинга развития, довольно легко осуществимо.
*Центр мониторинга развития — это независимое подразделение, сформированное при Канцелярии Рийгикогу на основании Закона о мониторинге развития. В его задачи входит выявление долгосрочных тенденций в обществе (продолжающихся более 10 лет), их анализ и составление различных сценариев развития на основе полученной информации. Цель — выявить возможности и угрозы для эстонского общества, отследить, как выполняются сценарии развития, и при необходимости скорректировать данные сценарии.
Читайте материалы по теме:
Исследование: половина жителей Эстонии уничтожают себя сами