Местом последнего пристанища бравшего Париж русского полководца Отечественной войны 1812 года стало местечко Йыгевесте, расположенное в нынешнем Валгаском уезде Эстонии. Считается, что неподалёку от него он и родился 27 декабря 1761 года. Однако некоторые историки утверждают, что местом рождения была Литва или даже нынешняя Калининградская область России, подвергая сомнению и точную дату его появления на свет.
Михаил Барклай-де-Толли происходил из старинного дворянского шотландского рода Баркли. Его предки переселились c Туманного Альбиона на побережье Балтийского моря в начале XVII века и довольно быстро здесь прижились. Дед будущего российского генерала-фельдмаршала даже стал бургомистром Риги.
Большая часть исторических документов называет местом рождения Михаила-Андреаса родовое имение Памушисе, которое в те годы располагалось на территории Лифляндской губернии, а ныне входит в состав Эстонии. Его отец Богдан Барклай-де-Толли также был военным, но рано вышел в отставку в чине поручика, а Михаил Богданович начал строить военную карьеру уже с шестнадцатилетнего возраста.
Конец XVIII века с активной военной политикой Империи позволил российскому офицеру довольно быстро показать свою доблесть. Барклай-де-Толли участвовал в русско-турецкой войне 1787—1797 годов и в одном из его крупнейших сражений — штурме города Очаков. Воевал молодой офицер и со шведами, и с поляками, показав себя не только умелым руководителем на поле боя, но и грамотным стратегом. Новый XIX век он встретил уже в звании генерал-майора.
Дивизия под руководством Барклая-де-Толли отличилась на войне с Францией в сражении при Прейсиш-Эйлау (ныне — Багратионовск Калининградской области России), которое состоялось в начале февраля 1807 года. В следующем году он уже командовал корпусом, а затем был переведён в Финляндию. Здесь Барклай-де-Толли с 1809 по 1810 был не только генерал-губернатором, но и руководил финской армией.
Далее военная карьера подняла Михаила Барклая-де-Толли на самый верх — 20 января 1810 он был назначен военным министром Российской империи. Именно он ввёл новую организацию войск и уставы, которые прошли испытания на полях сражений Отечественной войной 1812 года. Историки утверждают, что под руководством Барклая-де-Толли в армии России состоялись значительные изменения в боевой подготовке и снабжении войск. В годы, когда он работал в военном ведомстве в Санкт-Петербурге, не только произошло увеличение численности армии, но и было заложено немало новых крепостей.
В годы Отечественной войне 1812 года Барклай-де-Толли лично командовал 1-й Западной армией. Также ему как военному министру была подчинена 2-я Западная армия П.И. Багратиона. В первые дни противостояния Наполеону, в условиях значительного превосходства французских войск, он сумел успешно осуществить отход и соединение двух армий под Смоленском.
И хотя вследствие недовольства в дворянских кругах и у части армии 29 августа 1812 года Барклая-де-Толли на посту командующего войсками сменил Михаил Илларионович Кутузов, он остался в истории России как талантливый полководец. Кроме того, Михаил Богданович по-прежнему руководил 1-й Западной армией.
В Бородинском сражении 7 сентября 1812 года в подчинении Барклая-де-Толли был правый фланг и центр русских войск. Историки отмечают что он проявил личное мужество и высокое военное искусство в управлении. Есть источники, которые утверждают, что Михаил Богданович сознательно рисковал жизнью, чтобы искупить свою вину в поражениях первых дней войны. За руководство войсками на Бородинском поле Барклай-Де-Толли был удостоен ордена святого Георгия 2-й степени.
На военном совете в Филях Барклай-де-Толли поддержал предложение Кутузова об оставлении Москвы. Однако отношения с новым военным министром не сложились, и Михаил Богданович, сославшись на состояние здоровья, удалился в своё лифляндское имение. Кутузов же смог воспользоваться «бесславным сидением» Наполеона в Москве, а затем заставил его отступать по разорённым дорогам, по сути продолжив ставшую победной тактику своего предшественника.
Поход русской армии на Париж вновь не обошёлся без Барклая-де-Толли. В начале 1813 года он успешно руководил российскими войсками в сражении под Торном, получив орден Андрея Первозванного — высшую награду России. В мае Барклай-де-Толли принял командованием объединёнными силами русско-прусской армии, а 18 августа в сражении под Кульмом наголову разбил корпус генерала Вандама и взял в плен его самого, получив орден Георгия первой степени. Так он стал полным георгиевским кавалером.
Далее в октябре того же 1813 года было успешное участие Барклая-де-Толли в Битве народов под Лейпцигом и штурме Парижа. Хотя войсками в нём командовал лично император Александр I, Барклай-де-Толли, взявший на себя руководство центральной колонной, внёс огромный вклад в общую победу союзников.
По итогам европейской кампании после полного разгрома Наполеона Барклай-де-Толли получил прямо в Париже лично от императора России звание фельдмаршала. 22 декабря 1813 года ему был пожалован графский титул, а с 30 августа 1815 года род стал княжеским.
Однако ни звания, ни ордена, ни титулы не могли восстановить Михаилу Богдановичу утраченного здоровья. 26 мая 1818 года по пути на лечение в Германию он скончался от болезни сердца в шести верстах от города Инстербург (ныне — Черняховск Калининградской области России).
Сердце умершего в 57-летнем возрасте российского фельдмаршала было захоронено на холме рядом с местом смерти — у мызы Штилитцен. Торжественное прощание с князем прошло в Риге. Затем прах Барклая-де-Толли был доставлен в родовое имение его супруги Бекгоф.
Здесь, примерно в полутора километрах от нынешнего эстонского посёлка Йыгевесте, полководец и нашёл вечный покой. Через пять лет вдова Барклая-де-Толли построила по проекту петербургского архитектора Аполлона Щедрика мавзолей, который до сих пор является одной из главных достопримечательностей Валгаского уезда Эстонии.
Место погребения русского фельдмаршала напоминает триумфальную арку. На фронтоне изображён родовой герб княжеского рода Барклая-де-Толли и написан его девиз «Верность и терпение». Внутри мавзолея находится сделанный из гранита, мрамора и бронзы надгробный обелиск. На его фоне стоит бюст Барклая-де-Толли в натуральную величину. Рядом с ним фигура греческой богини Афины Паллады, а с левой стороны бюста — фигура Скорбящей России.
Рядом с мавзолеем похоронен сын полководца Эрнст Магнус Барклай-де-Толли и его супруга Леокадия. Первоначально предполагалось, что мавзолей предназначен для всех членов семьи полководца, но Магнус завещал не хоронить его в нём, поскольку не хотел «лежать в лучах отцовской славы». Детей у Магнуса не было, поэтому княжеский титул Барклая-де-Толли был оставлен в наследство сыну его приёмной дочери Кристли.
И хотя в годы Великой Отечественной войны в районе Йыгевесте шли довольно крупные бои, а имение было разрушено, мавзолей практически не пострадал. Считается, что как немецкие, так и советские военные в XX веке воспринимали Барклая-де Толли как своего…