В первой части публикации был исторический экскурс в XIX век и более ранние времена, а теперь — о годах расцвета цементного завода города Кунда сначала в независимой Эстонии, а затем в составе СССР.
Датский цемент для Эстонской республики
После Первой мировой войны даже в революционные 1917 и 1918 годы Кундаский цементный завод был более чем успешным. Связано это с тем, что качество его продукции не только вполне удовлетворяло потребителей на территории Эстонии, но и было не хуже того, что предлагалось на европейском рынке. Поэтому экспорт цемента даже в смутное время был довольно велик.
Следующим важным событием в истории Кунда стало открытие в 1920 году первого небольшого сланцевого карьера, расположенного неподалёку от железнодорожной ветки на Раквере. Этот карьер был создан на государственные средства, и было принято решение, что именно сланец станет важным компонентом экономики Эстонии в последующие годы. Сначала здесь изучались возможности производства сланцевого масла, а затем стали анализироваться и варианты использования сланца как горючего.
В 1922 году объединённый из трёх предприятий и национализированный в первые годы независимости Эстонии Кундаский цементный завод был вместе с городским портом продан датчанам. В его правление вошли три представителя этой страны — Я. Юханссон, Т. Хансен и Н. Удсен. Горючий сланец для получения пылевидного топлива, на которое было переведено производство, до 1926 года закупался у госконцерна «Riigi Põlevkivitööstus».
В 1926 году работавшее на английском капитале предприятие начало в расположенных неподалёку деревнях Убья и Ванамыйза по концессии добычу горючего сланца. Именно он стал основным топливом как для цементного завода, так и для городских теплоцентралей.
Цементный завод в Кунда понемногу расширялся. Если жильё для руководящего состава, построенное ранее, достаточно было модернизировать изнутри, то бараки для рабочих строились довольно активно. Следы того периода можно наблюдать на улицах Кунда и по сей день в виде сохранившихся однотипных жилых строений, построенных из серого плитняка. Старшие же рабочие и некоторые офисные клерки в те годы уже получали такие зарплаты, что в 1930-х годах смогли взять кредит на постройку собственных домов.
В 1938 году Кунда получил статус города. Он был признан довольно стабильным и комфортным населённым пунктом. Особенно на фоне соседних посёлков нынешнего Ляэне-Вирумаа, где производства практически не было, а большая часть населения занималась сельским хозяйством.
Вплоть до последних лет первой Эстонской Республики производство цемента почти стабильно росло. Были несколько лет, когда из-за спада на европейском рынке стоимость цемента и запросы на него понижались, но завод в Кунда смог пережить и их. В 1940 году здесь было произведено около 78 000 тонн продукции. На заводе тогда работало почти 600 человек, а на сланцевом руднике — 344 человека.
«Красный Кунда» и его нынешние владельцы
После включения Эстонии в состав Советского Союза цементный завод был национализирован и получил вполне прогнозируемое для той эпохи название — «Красный Кунда». После немецкой оккупации производство было восстановлено на довоенном уровне, и к началу 1950-х годов началась модернизация предприятия. За пару лет в нём было установлено более современное оборудование, что позволило существенно увеличить как производительность труда, так и выпуск продукции.
Постепенно заводской комплекс оснащался современным оборудованием. Строительство новых зданий началось в 1957 году и продолжалось почти до конца 1980-х годов. Это касалось как производственных площадей, так и жилого фонда и социальной инфраструктуры города Кунда, который активно развивался вокруг главного градообразующего предприятия.
Существенное ускорение развития произошло в 1960 году, когда Кундаский цементный завод попал в число ударной комсомольской стройки, что привлекло в город немало молодёжи из разных регионов Советского Союза. Уже через год в новом цеху были введены в эксплуатацию две современные вращающиеся печи. В 1962 году здесь появился собственный шиферный цех. Ещё через год заработала третья вращающаяся цементная печь, а в 1974 году к ней добавилась и четвёртая.
Значительный рост завода сопутствовал и созданию новых жилых микрорайонов, ставших важной частью нынешнего Кунда. Если ещё 1930-х годах рабочих селили в бараках к востоку от завода на правом берегу реки, то теперь более комфортные жилые дома появлялись в некотором отдалении от завода — на западе от него.
В строительстве как жилых домов в районе нынешней улицы Эхитаяте, так и зданий завода в 1950-е годы принимали участие заключённые и немецкие военнопленные. Возможно, поэтому, по мнению многих, тот жилой район до сих пор выглядит довольно уныло. Пятиэтажные же здания, построенные для заводчан в 1960-е — 80-е годы, возводились уже по тем же проектам, которые применялись в Таллинне или Тарту. Именно они и составляют основной квартирный фонд города до настоящего времени.
В декабре 1973 года производство цемента перешагнуло рубеж в 1 миллион тонн в год. Статистика утверждает, что в 1976 году завод произвёл 1 195 700 цемента и 64,3 миллиона условных плиток шифера. Численность работников предприятия в 1980-е годы вместе с административным персоналом иногда превышала две тысячи человек. Число же жителей города Кунда в 1989 году превысило 5000 человек — впервые в истории. Однако — ненадолго…
После развала СССР с 1992 года цементный завод стал собственностью компании Nordic Cement Ltd Heidelberg. Первые годы он считался одним из самых успешных предприятий Эстонии. Новыми хозяевами было вложено немало средств в уменьшение экологических последствий от производства через очистные сооружения.
В настоящее время предприятие, которое называется Kunda Nordic Tsement, по-прежнему принадлежит HeidelbergCement Group. Этот концерн является крупным игроком на мировом рынке производства цемента и бетона. В компании, ведущей деятельность более чем в 50 странах мира, в общей сложности работает около 55 000 человек. Владельцами являются компании HeidelbergCement Sweden AB (Швеция), которой принадлежит 75% акций, и CRH Europe Holding BV (Нидерланды), которой принадлежит 25% акций.
Чистый оборот Kunda Nordic Tsement в 2018 году превысил 48 миллионов евро. Было произведено 602 тонны цемента. Однако в 2020 году показатели существенно упали — 27,3 миллиона евро и лишь 257 тонн продукции. Столь сильное влияние оказала на производство коронавирусная пандемия, а также падение объёмов потребления цемента из Эстонии в России.
Туризм в Кунда и округе
Есть городская легенда, что в начале 1990-х годов иностранные туристы приезжали в Кунда, чтобы посмотреть на тот толстый слой цементной пыли, которым покрыто всё. Теперь же здесь есть другие достопримечательности, а экология — значительно лучше. Даже несмотря на то, что в городе работает целлюлозный комбинат Estonia Cell. Ведь современные предприятия значительно экологичнее тех, которые работали в советское время.
Кунда и его окрестности иногда называют уголком промышленного Ида-Вирумаа за его пределами. Здесь есть и славная история предприятий, и несколько морских пляжей, и исторические достопримечательности, и почти не тронутая человеком природа уезда Ляэне-Вирумаа.
С историей рабочего Кунда познакомит небольшой, но довольно уютный музей цементной промышленности, который находится с старом здании с деревянной башней, похожей на пожарную каланчу.
В советские годы в этом доме располагалась дирекция цементного завода. Наиболее интересными экспонатами посетители называют макеты старого завода с рядом бутылочных печей и инсталляцию в виде уже более современной печи для цемента — клинкерной.
Одной из главных достопримечательностей рядом с Кунда является расположенный в пяти километрах от границы города замок Тоолсе. Он был основан в 1471 году, разрушен в Ливонскую войну, а окончательно потерял влияние после Северной войны. Его особенностью является тот факт, что это один из последних немецких замков на территории Эстонии. Кроме того, он расположен прямо на берегу моря.
Замок предназначался для защиты порта, который служил выходом к морю и торговым коридором для Везенберга (Раквере). Порта давно нет, а сам Тоолсе выглядит как живописные руины примерно немного меньшей сохранности, чем в Раквере. При этом доступ на территорию открыт круглосуточно, а денег за вход — по крайней мере пока — никто не требует. Иногда здесь различными музеями, театрами или общественными движениями проводятся костюмированные шоу.
В девяти километрах к северу от Кунда находится валун Эхалкиви (Ehalkivi), один из самых крупных в Эстонии. Сосновый лес подходит прямо к воде, а дальше желающие увидеть валун должны преодолеть каменистый пляж с участками песка и зарослями шиповника.
Интересен также находящийся в 12 километрах к юго-востоку от Кунда у шоссе Таллинн — Нарва посёлок Виру-Нигула. Рядом с ним находится крупнейший в Эстонии парк ветряных электростанций, которые видны издалека и в темноте загадочно мерцают красными огоньками. Местные церковь и часовня были построены в конце XIII века, а краеведческий музей посвящён в основном уроженцу села Отто Вильгельму Мазингу, который считается одним из создателей эстонского языка.
Одним словом, посетить город Кунда и окружающие его места могут как любители истории промышленности, так и те, кто любит природу Эстонии.
Читайте по теме:
Уездный город Раквере — яркий пример уютной эстонской провинции
Рапла и окрестности — от городищ Варбола и Лооне до узкоколейки Virtsu Ekspress