Спирт как источник пополнения госбюджета
Различные виды поступлений от продажи спирта и алкогольных напитков с давних времён являются одной из важных составляющих бюджета государств. Эстония — не исключение. Первое письменное упоминание об изготовлении эстонского алкоголя датируется 1485 годом, когда в Большую гильдию столицы был представлен на утверждение устав занимавшейся этим делом артели (сообщества).
Однако памятник, посвящённый этому событию, установлен не в столице страны Таллинне, а в небольшом посёлке Моэ, расположенном в волости Тапа уезда Ляэне-Вирумаа. Ведь именно здесь в 1887 году появился первый на территории Эстляндии спиртовой завод.
Архивы подтверждают, что ещё в 1550 году руководство столичной городской аптеки Раэ получило право на производство у себя алкоголя для продажи. В дальнейшем подобные права выдавались обществам сирот и вдов города. В 1558 году право на оформление лицензий на производство спирта получает и тартуская местная власть. Однако всё это было кустарное, а не фабричное производство, которое сейчас именуется ёмким словом «самогоноварение».
С середины XVI до окончания XVII века за право на получение дохода от производства и продажи алкоголя боролись рыцарство и крестьянство. При этом жалобы на разных уровнях власти со стороны первых, которые в немалом количестве есть в исторических архивах, никак не могли оторвать вторых от процесса производства и реализации. Вялотекущее противостояние мызного и крестьянского спирта то возрастало, то затихало вплоть до окончания шведского периода в истории Эстонии.
Хотя бы символического порядка в получении доходов от спирта не удалось достигнуть и после того, как по Ништадтскому мирному договору 1721 года земли Эстляндии и Лифляндии перешли к России. В 1765 году Екатерина II попыталась хотя бы частично получить с этих регионов пошлины, но, как и ранее, их итоговый сбор был значительно меньше, чем реально производилось алкоголя.
Алкогольные монополии на территории России
Впервые на территории России государственная алкогольная монополия появилась в 1474 году. Учредил её Иван III, и действовала она до 1533 года. Вторая попытка введения госмонополии на производство спирта и напитков из него зарегистрирована в 1652 году, но и она просуществовала недолго — лишь 29 лет.
В 1696 году первый император России Пётр I учредил третью государственную монополию. Он же через двадвать лет, в 1716 году, ввёл свободу винокурения, обложив производителей «винокурной пошлиной». К 1862 году алкогольные пошлины составляли около 40 процентов доходной части бюджета Российской империи.
Четвёртая алкогольная монополия была введена в 1894 году по инициативе министра финансов Сергея Витте, но в полной мере по всей территории империи она действовала лишь с 1906 по 1913 годы. На большей части территорий прибалтийских губерний эта монополия вступила в силу в июле 1900 года.
Государственная монополия включала в себя в те годы как производство и очистку спирта, так распространялась и на торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил дополнительную очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках.
В конце XIX и начале XX веков государственная торговая монополия распространялась только на водку. Все прочие спиртные напитки на территории Российской империи продавались свободно, но были обложены акцизом (а ввозимые из-за рубежа — ещё и ввозной таможенной пошлиной).
Монопольные цены на водку были достаточно логично согласованы со ставками акцизов и пошлин. Поэтому массовый беднейший потребитель удовлетворялся казённой водкой, а более состоятельный клиент в зависимости от величины своего кошелька мог выбирать прочие напитки, которые были в свободной продаже.
К началу XX века спиртовая промышленность Российской империи, в состав которой в те годы входила и нынешняя территория Эстонии, была представлена в основном мелкими заводами, выпускавшими водку в качестве основного продукта. Именно в этот период произошло разделение спиртового и ликёро-водочного производств.
Спиртовые заводы остались в сельскохозяйственных районах, поблизости от источников сырья. Ликёро-водочные заводы сосредоточились в городах, которые были основным рынком сбыта алкогольных напитков.
На спиртовых заводах в те годы производили 40- и 57-градусную водку, а также 90- и 95-градусный спирт. Большая часть продукции разливалась в тару по 0,25 литра и 0,5 литра.
Моэ — от «винной усадьбы» к спиртовому заводу
Во многом именно производство спиртных напитков позволяло хозяевам эстляндских мыз (усадеб) получать средства на их возведение и поддержание в достойном виде. Усадьба Моэ навсегда вошла в спиртовую историю Эстонии. Производство спирта здесь приостанавливалось очень ненадолго лишь в военное время и в периоды смены хозяев.
Первые письменные упоминания о производстве алкоголя в поместье Moэ датируются 688 годом. «Винная» усадьба за два века сменила немало собственников, но судьбоносным стал 1886 год, когда она стала собственностью семьи Курбергов. Купивший её аптекарь Яков Курберг уже в 1897 году создал у себя хорошо оборудованный для того времени спиртовой завод, начав применять паровую энергию.
В настоящее время территория бывшей усадьбы принадлежит фирме Estonian Spirit, которая не только производит спирт, но и пытается поддерживать исторические традиции в производстве эстонской водки и других спиртных напитков. Спиртзавод в Моэ, по сути, остаётся единственным фабричным производством этилового спирта на территории нынешней Эстонии.
В 2020 году на территории усадьбы Моэ после крупной реконструкции открылся музей спиртового производства Эстонии вместе с гостевым центром и тематическим парком. В числе прочего, его посетители могут увидеть и «Винную кухню», построенную здесь ещё в XVIII веке.
Померанец, создавший спиртовую фабрику в Ревеле
В 1870-х годах эстляндское рыцарство решило основать в Ревеле (ныне Таллинне), как центре губернии, современную фабрику по очистке спирта, но городской магистрат отказал в выдаче разрешения. В 1875 году для фабрики уже даже было выбрано место для неё — участок на бульваре Мере, но фабриканты вновь натолкнулись на сопротивление местных властей.
Судьбу предприятия решил господин Фридрих Раппухн, приехавший из немецкой Померании, который в отличие от местных предпринимателей смог без долгих разбирательств получить разрешение от магистрата. Покупка участка земли также была оформлена довольно быстро. Разрешение на строительство было выдано губернским советом уже в сентябре 1875 года.
Как сообщали газеты того времени, строительство также шло с невероятной скоростью. Уже в ноябре здание фабрики в псевдороманском стиле было подведено под крышу. Оснащение оборудованием заняло почти год, и в сентябре 1876 года на бульваре Мере прошли пробные выпуски спиртовой продукции, которая была признана отменной.
Для эксплуатации фабрики было образовано товарищество под названием «Ревельская спиртовая компания», устав которой российский император утвердил 23 сентября 1876 года. Членов правления было пятеро, а в административный совет входили ещё шесть человек. Почти все они были представителями остзейского дворянства.
Продукция предприятия была настолько высокого качества, что уже в ноябре 1878 года именно она представляла Российскую империю на Всемирной выставке в Париже. Когда же в столицу Эстляндии прибывали представители правительства России, то одним из первых мест, которые они посещали в Ревеле, становилась именно фабрика на бульваре Мере.
Квартал постепенно расширялся. Бочки теперь изготавливались на месте, а склады готовой продукции постепенно расползались по району Копли. Часть ревельского спирта уже уходила за границу, давая бюджету империи дополнительные средства, а большая часть (до 90%) произведённого здесь спирта реализовывалась во внутренних губерниях России.
Густав Арвед фон Розен — главный винокур Эстляндии
В 1893 году было образовано Ревельское объединение винокуренных заводчиков «Розен и Ко». Это было очень крупное для тех лет предприятие с уставным капиталом около одного миллиона рублей.
Головной офис находился в Петербурге. В него вошли 168 эстляндских, 24 лифляндские и 18 курляндских спиртовых фабрик, работавших при мызах. У объединения были склады в Москве, а также конторы в Риге, Варшаве и Ростове-на-Дону.
Крупнейшим собственником был Густав Арвед фон Розен, который в 1895 году взял в аренду фабрику на бульваре Мере и немного изменил рынок сбыта. Именно стараниями фон Розена спирт из Эстляндии пошёл не только на производство алкогольных напитков, но и для военной промышленности (в частности — на производство взрывчатки).
Стоит отметить, что в 1899 году на фабрике Розена, приносившей немалую прибыль как государственной казне Российской империи, так и владельцам предприятия, работало менее пяти десятков человек. В их числе были 35 производственных работников, два мастера, семь канцелярских служащих, а также управляющий и директор.
Во второй части публикации мы расскажем о том, как из основанного в Ревеле в 1898 году Казённого спиртового склада №1 выросло крупнейшее ликёро-водочное предприятие советской Эстонии, получившее название Liviko, о сортах продукции, которую оно выпускало, и о том, что с ним произошло после развала Советского Союза.
Читайте следующие материалы о предприятиях Эстонии:
«О, Марат!» — французский революционер, «вышивший» славу эстонского трикотажа
Эстонская бумага-II: От Ревельской фабрики до Таллиннского целлюлозно-бумажного комбината
Завод «Вольта» — электрооборудование для подлодок, госпиталь и шоколадная фабрика