Рудольф Тобиас (1873–1918) учился в Санкт-Петербургской императорской консерватории; среди прочего его произведения включают фортепианные сочинения, струнные квартеты и ораторию. Он вошёл в составленный в 1999 году по результатам письменного и онлайн-голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века. Его портрет был изображён на эстонской банкноте в 50 крон, использовавшейся в стране с 1994 по 2011 годы.
Ранние годы
Тобиас родился в местечке Селья, что в волости Кяйна на острове Хийумаа, в семье кистера [регент церковного хора и органист храма у лютеран, — прим. автора] местной лютеранской церкви Йоханнеса Тобиаса и его жены Эмили. Рудольф был вторым ребёнком из 13. Отец стал его первым учителем музыки, и к девяти годам мальчик уже сочинял свои первые пьесы. Юный Рудольф сперва учился в окружной немецкой школе курортного городка Гапсаль (ныне Хаапсалу, а жила тогда семья уже в Кулламаа, где отец Рудольфа получил должность приходского писаря). В школе с помощью Катарины фон Гернат будущий композитор совершенствовал свою игру на пианино.
Символично, что Рудольф учился в тех же краях, которые годами ранее оставили заметный след в творчестве Петра Ильича Чайковского. Он отдыхал в Гапсале в 1867 году, продолжил там работу над оперой «Воевода» и написал цикл «Souvenir de Hapsal». Услышав как-то эстонскую народную песню «Kallis Mari» («Дорогая Мари»), Чайковский использовал эту мелодию в своей знаменитой VI симфонии. На Шоколадном променаде города, в том месте, откуда маэстро любил наблюдать за восходом солнца и лебедями, есть посвящённая ему доломитовая мемориальная скамья. На её спинке выгравированы первые ноты из «Дорогой Мари».
В 1889 году Рудольф Тобиас поступил в Ревельскую Николаевскую среднюю школу (ныне Гимназия Густава Адольфа в Таллинне), брал уроки пения у школьного учителя Брунова и изучал орган и теорию музыки у Эрнста Райнике — органиста Домского собора. По итогам обучения Рудольф успешно сдал экзамен на преподавателя музыки — профессию, которая кормила его всю жизнь.
Петербургский период
В 1893 году Рудольф Тобиас продолжил учёбу в Санкт-Петербургской консерватории, где изучал орган у Луи Гомилиуса [российский органист, дирижёр и композитор, музыкальный педагог немецкого происхождения, — прим. автора] и композицию у Николая Римского-Корсакова, став первым эстонцем, получившим специализированное образование как композитор и органист.
Когда Тобиас поступил в столичную консерваторию, ещё был жив её основатель Антон Григорьевич Рубинштейн, а в классах преподавали композиторы Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков и другие выдающиеся русские музыканты.
Учиться в классе композитора и педагога Римского-Корсакова было великой честью, ответственностью и удачей: за тридцать четыре года он подготовил множество прекрасных музыкантов — дирижёров, исполнителей, композиторов. Среди них были и эстонцы: Артур Капп [композитор и педагог, оркестровый дирижёр и деятель просвещения; заслуженный деятель искусств ЭССР; лауреат Сталинской премии второй степени, — прим. автора], Артур Лемба [композитор, пианист и музыкальный педагог; народный артист Эстонской ССР, — прим. автора]. Своим ученикам Римский-Корсаков передавал выработанную им систему художественного творчества. Он считал, что в музыке должно отображаться собственное ощущение мира.
В качестве дипломной работы в 1897 году Тобиас представил кантату «Иоанн Дамаскин» — о византийском богослове, жившем в VII–VIII веках н. э., который известен как христианский философ, выдающийся поэт и создатель ряда знаменитых церковных песнопений.
После окончания университета семь лет — с 1898 по 1904 годы — Тобиас работал органистом и дирижёром хора в церкви Святого Иоанна в центре Петербурга, где состоялись премьеры ряда его произведений, преподавал в музыкальных учебных заведениях, давал частные уроки, состоял репетитором Мариинской оперной труппы.
Интересная деталь: пастором в храме Св. Иоанна в этот период служил другой выдающийся сын Эстонии — лингвист и богослов Якоб Хурт.
В Юрьеве
В 1904 году композитор вернулся в Эстонию и поселился в Юрьеве (Тарту), где работал учителем музыки в знаменитой гимназии Хуго Треффнера [основана в 1883 году; единственная крупная средняя школа в XIX веке в Эстонии с преимущественно эстонскими учениками, не имеющая возрастных ограничений с акцентом на естественно-научное образование, — прим. автора].
В этот период Тобиас начал работать музыкальным журналистом и присоединился к литературной группе Noor Eesti.
Замечательный пианист, он выступал в Юрьеве с сольными органными и фортепьянными концертами, отличавшимися блистательными импровизациями. Совместно с Александром Ляте, создавшим из местных музыкантов-любителей большой оркестр, организовывал концерты мировой и эстонской классической музыки [Александр Матсович Ляте — композитор, музыковед, народный артист Эстонской ССР; почётный доктор Тартуского университета и почётный профессор Таллинской консерватории, ‒ прим. автора].
Тобиас прожил в Юрьеве всего четыре года, но за это время своими выступлениями и концертами успел заложить основы дальнейшей музыкальной жизни этого университетского города. Многие вокально-симфонические произведения, исполненные им в те годы, впоследствии вошли в золотой фонд эстонской музыки. Однако тогда, в первом десятилетии XX века, Юрьев представлял собой тихий провинциальный городок. Да и вся Эстония тех лет, в которой только-только зарождалась профессиональная музыкальная жизнь, была тесна для необыкновенного таланта Рудольфа Тобиаса, опередившего своё время.
Материальные сложности и ограниченная музыкальная жизнь Эстонии того времени заставили его в январе 1908 года переехать в Западную Европу.
Жизнь в Европе
Париж, Прага, Лейпциг и с 1910 года Берлин — вот некоторые из тех городов, где он жил, выступал с концертами, давал уроки музыки, творил и преподавал.
26 ноября 1909 года в церкви St. Andreas в Лейпциге состоялась премьера его оратории «Послание Ионы», начатой ещё в Тарту. К сожалению, выступление провалилось из-за плохо расписанных оркестровых партий, неподготовленности солистов, да и неготовности самого композитора управлять гигантским оркестром.
После неудачи в Лейпциге Тобиас переработал части оратории, и её фрагменты позже с успехом прозвучали в Берлине и в Ревеле (ныне Таллинне). К тому моменту его авторитет в музыкальном сообществе уже был таков, что с 1911 года он стал активным членом оценочной комиссии Консорциума немецких композиторов (Genossenschaft Deutscher Tonsetzer).
В 1913 году Рудольф приехал в Ревель, чтобы дирижировать оркестром на концерте в честь открытия театра «Эстония», а после возвращения в Берлин организовал авторский концерт, на котором были исполнены переработанные отрывки из его оратории «Послание Ионы».
В 1914 году он перешёл в германское подданство, что позволило ему остаться жить в Берлине после начала русско-германской войны. Чуть позднее он получил должность профессора в Королевской академии музыки. Был зачислен в немецкую армию, работал переводчиком, но был уволен со службы по состоянию здоровья в 1916 году, после чего вернулся к работе в Королевской академии музыки.
Умер от пневмонии в Берлине 29 октября 1918 года, был похоронен на кладбище Фридхоф Вильмерсдорф. 7 июня 1992 года прах Тобиаса перевезли в Эстонию и захоронили на его родине в Кулламаа.
Память и наследие
В память о жизни и творчестве Рудольфа Тобиаса в 1923 году таллинские власти переименовали в его честь улицу Новослободскую, а в 1929 году в Хаапсалу на 3-й улице Променада по проекту архитектора Романа Хаавамяги ему был установлен памятник.
В 1973 году именем Тобиаса была названа детская музыкальная школа в Кярдла. В том же году, по случаю столетия со дня рождения, в его родной деревне на острове Хийумаа был открыт дом-музей.
Творчество Рудольфа Тобиаса монументально, глубоко эмоционально и драматично, а музыкальный язык обладает для своего времени большой новизной.
К сожалению, композитор не успел осуществить свою главную мечту — написать оперу «Калевипоэг». Тем не менее за относительно недолгую жизнь Тобиас создал целый ряд симфонических произведений, ставших первыми в истории эстонской школы композиции: увертюра «Юлий Цезарь» (1896), кантата «Иоанн Дамаскин» (1897), оратория «Послание Ионы», симфоническое каприччио «Чёрный ворон ― вестник брани» (1909) и др.
Увертюра к драме Шекспира «Юлий Цезарь», ставшая первым эстонским симфоническим произведением, занимает особое место среди написанных Тобиасом сочинений. В монументальной музыке слышна не только тяжкая поступь римских легионов, но и переданы впечатления молодого Рудольфа от города на Неве, где тогда учился будущий композитор. В этой музыке так и слышны пушкинские строки:
«По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…».
Интересна судьба кантаты «Послание Ионы»: провалившаяся на премьере в 1909 году, она была затем исполнена лишь через 80 лет, в 1989 году (дирижёр Пеэтер Лилье), после того, как её восстановил пианист Вардо Румессен. Публика приняла новую премьеру с восторгом. Вот ещё один эпизод, полный символизма: композитора уже нет, но его музыка живёт и обретает новое звучание…
Читайте по теме: