Вероятно, можно утверждать, что широкому зрителю она запомнилась после выхода на экраны фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где сыграла возлюбленную Чарльза Уэйкема. Это была очень маленькая ролька, практически без слов, эдакая мини-буффонада. Но тем не менее зрителям сразу запомнилась веснушчатая мисс, которая умилительно и трогательно закатывала глазки от восторга или испуга.
Следующим несомненным успехом Васильевой был музыкальный фильм по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья» (1979). В нём шла речь о том, как некрасивая и не слишком молодая, но хитрая воспитательница юной синьоры устроила брак своей госпожи с её возлюбленным. Так она разрушила планы родителей воспитанницы, мечтавших отдать дочь за пожилого богача, и попутно сама охмурила его и женила на себе. Татьяна Васильева, сыгравшая главную роль — дуэньи Доротеи, после выхода фильма «проснулась знаменитой».
В приглашениях на съёмки у актрисы никогда недостатка не имелось, как и в разнообразии ролей. Это были фильмы «Мнимый больной» (1979), «Добряки» (1979), «Адам женится на Еве» (1980), «Вечерний лабиринт» (1980), «Ревизор» (1982), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Мудромер» (1988), «Биндюжник и король» (1989), «Моя морячка» (1990), «Вишнёвый сад» (1992), «Грехи отцов» (2004), «Звезда эпохи» (2005), «Закрытая школа» (2011—2012), «Сваты» ( с 2011 по наст. время) и др. Всего Васильева снялась на сегодняшний день в 152 проектах. Последний по времени проект, в съёмках которого она участвует, — «Земский доктор. Восемь лет спустя» (2022).
Что касается её ролей, положа руку на сердце, некоторые из них не хочется смотреть вовсе. Другие смотрятся восхитительно. Впрочем, каким бы ни был драматургический материал, она чаще всего в нём и одинаковая, и разная. Игривая, веселая, неунывающая, но нередко — с глубинным пластом грусти, а то и страдания. Как, например, в картине «Увидеть Париж и умереть» (1992). В данной ленте режиссёра Александра Прошкина актриса воплощает образ матери-одиночки, мечтающей во время холодной войны и железного занавеса отправить в Париж, на престижный музыкальный конкурс, талантливого сына-пианиста. Вот как отозвался о фильме и об игре Васильевой известный киновед и публицист, профессор Александр Фёдоров:
«… главная удача фильма — высочайшее мастерство Татьяны Васильевой. В глазах её героини можно прочесть сложнейшую гамму чувств — от гордости за сына-вундеркинда до страха, от любви до ненависти, от решимости до сомленности, от язвительной иронии до беззащитной нежности… «Маленький человек», во что бы то ни стало пытающийся сопротивляться судьбе. Любовь, исковерканная системой режима, подавляющего свободу личности… Темы, бесспорно, не новые в российском искусстве, однако их трактовка в фильме Александра Прошкина не оставляет равнодушным».
А ещё, по мнению автора этих строк, одна из наиболее ярких и довольно глубоких её ролей Татьяна в картине А. Эйрамджана «Ночной визит» (1998). Здесь следует сказать несколько слов об этом режиссёре, который делал фривольные комедии, имевшие большую популярность в «лихие» 1990-е годы. Когда и настоящий кинематограф прозябал, и артисты зачастую бедствовали без работы. Сразу отметим, что сделаем сей экскурс без осуждения, а просто в качестве констатации факта, какие картины приходилось снимать талантливым людям, дабы снискать хлеб насущный. К слову, то, что Анатолий Эйрамджан (1937—2014) был талантлив, стало ясно и зрителям, и кинематографистам ещё после успеха первых его картин «Встретимся у фонтана» (1976), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Где находится нофелет?» (1987) и др.
Его ленты в советское время назвали бы (и совершенно основательно!) образчиками пошлости и безвкусицы. Однако порой они вдруг превращались в довольно удивительный сплав. В соединение низменного сюжетного юмора с трогательностью, доверчивостью, наивностью и, как ни странно, душевной «малоиспорченностью» погрязших в этом пошлом болоте персонажей.
Он обыгрывал всё то, что было тогда на потребу невзыскательной публике. Впрочем, и посейчас на эстраде, во всяких там «кварталах», то же самое обыгрывают нынешние хохмачи. А именно: темы «ниже пояса», пьянство, адюльтеры, болезни и всё прочее, над чем смеяться грех. Но порой из этого «подзаборного сора» (конечно, с поэзией, которую имела в виду Анна Ахматова в данной метафоре, ни в коем случае эйрамджановские опусы сравнивать не будем) получались забавные и душещипательные истории. Которые не забываются по сей день.
Одна из них — картина «Ночной визит» (1998) с Татьяной Васильевой и Михаилом Державиным в главных ролях.
Сайты, посвящённые кино, часто пишут о ней в таком ключе:
«Достопочтенный пятиженец Михаил уличает свою молодую жену в измене. Новоиспечённый рогоносец, узнав адрес виновника случившегося, решает нанести тайный ночной визит жене своего соперника Татьяне».
А строгая и требовательная критика, например, в лице упомянутого Александра Федорова, — в таком:
«Эту мелодраматическую комедию вполне можно передавать по радио. На качестве произведения, по-моему, это нисколько не отразится. Ведь почти всё действие фильма происходит в одной комнате, где брошенные своими супругами персонажи Татьяны Васильевой и Михаила Державина беседуют, что называется, по душам. Правда, время от времени они подслушивают (с помощью специального устройства) разговоры своих «изменщиков»… Впрочем, Анатолий Эйрамджан («Бабник», «Импотент» и др.) всегда стремился снимать «дёшево и сердито». «Ночной визит», по-видимому, был снят под девизом «дешевле не придумаешь».
Но вот тут-то как раз бы и хотелось поспорить с уважаемым профессором. Не видя великолепной игры Васильевой и Державина, зритель очень многое потерял бы в восприятии «качества произведения». И оно в аудиоварианте вряд ли вышло бы за рамки пошлятины, о коей говорилось выше.
Действительно, по дешёвому (в смысле — пошлейшему) сюжету некий немолодой инженер-электронщик Михаил (М. Державин), подозревающий молодую жену в адюльтере, начинает следить за ней и прослушивать при помощи микрофонов, вшитых в её сумочку и одежду. Получив таким макаром доказательства измены и сведения о её любовнике, он решает открыть глаза его жене Татьяне (Т. Васильева), которая тоже старше своего неблаговерного. Заявляется к ней ночью и обнаруживает её, грустящую в одиночестве в ожидании изменщика и попивающую коньячок…
Казалось бы, ну куда пошлее и вульгарнее? Однако странное дело, персонажи эти весьма симпатичны. И чем больше на них смотришь и слушаешь их истории, тем больше проникаешься к ним симпатией и сочувствием. Вероятно, всё дело в том, что сия парочка (они носят имена самих артистов, вероятно, с намёком на некие их собственные автобиографические моменты), во-первых, люди очень интеллигентные и культурные. Он, как уже говорилось, — высококвалифицированный электронщик. Она — преподаватель, филолог. Они не ненавидят, не клянут свои половины, не ругают их последними словами. Наоборот, продолжают за них переживать и волноваться.
А во-вторых, оба тяжело переносят измену, просто пытаются бодриться и затушёвывать свои страдания юмором. Потому-то картина и превращается из низкопошибного водевиля в трагикомедию с нешуточными страстями и душевными терзаниями. Впрочем, как и положено в комедийной мелодраме, этих «страстям-мордастям» приходит конец, когда Татьяна и Михаил, вдоволь взаимно наоткровенничавшись о своем житьё-бытьё, понимают, что обрели друг друга. Им становится хорошо, уютно и весело вдвоём.
Много ролей Васильева исполнила и на театральной сцене: с 1969 года по 1983 гг. она служила в московском Театре сатиры, затем перешла в театр им. В. Маяковского, а в 1996—1999 гг. и с 2007 г. играет в театре «Школа современной пьесы».
Среди театральных работ: Принцесса («Обыкновенное чудо»), Марья Антоновна («Ревизор»), клоун Бук («Пеппи Длинныйчулок»), Софья («Горе от ума»), Искра (Гнездо глухаря») и десятки других.
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Владимир Коренев — незабываемый Ихтиандр из Таллинна
Игорь Круглов: Лариса Лужина из таллиннского драмкружка — ей посвящали песни великие барды