Вячеслав Иванов: Без Эстонии — никуда…

5 апреля в Ганзейском зале таллиннского Дома учителя прошла презентация книги «Живое наследие памяти»* (сборник статей к 100-летию академика М. Бронштейна и академика Х. Барабанера, изданный Русским академическим обществом Эстонии).

Оба «виновника торжества» не дожили до своих юбилеев немногим менее одного года. И оба практически до конца сохранили бодрость духа и оптимизм в сочетании с высокой активностью, интеллектуальной — без сомнений. По этому поводу в другом сборнике, изданном к 90-летию Х. З. Барабанера, его давний партнёр и друг, президент Международного Конгресса «Содружество народов Мира», глава Конфедерации женщин, доктор философии Лариса Стадлер вспоминает. Уже после того, как Ханон Зеликович справил своё 89-летие, они обсуждали перспективы развития Конгресса и создания в его рамках Международной Эколого-Социально-Экономической академии. «Обосновывая свои аргументы, — пишет Л. Стадлер, — он пояснил в ходе нашей беседы на эту тему: „Сегодня очень важно научить людей понимать значимость нашей планеты и в социуме, и в экономике“. Увы, пишет она далее, — это было его последнее предложение по поводу приезда в Израиль с 26 ноября по 3 декабря, известие о его смерти [21 сентября 2022 г.] было таким неожиданным, т. к. только накануне мы с ним беседовали о программе его выступления»…

Мемориальная доска в память о Ханоне Барабанере. Фото: Tribuna.ee

 

Проект «Новая Ганза» как задание на завтра

В 2018 году, по случаю 95-летия М. Бронштейна, издание «Деловые ведомости» взяло у него интервью, фрагмент из которого наш портал опубликовал в дни, когда шла «Конференция памяти». Но мы посчитали нелишним повторить его републикацию ещё раз — чтобы напомнить о вкладе этих двух учёных в экономическое и социальное развитие народного хозяйства Эстонии.

В частности, говоря о мерах по сохранению работников на селе, предпринятых ещё в середине прошлого века, академик Бронштейн отмечал: «В стране начались серьёзные трудности с продуктами. Было это примерно в 1954 году, когда я уже защитил кандидатскую диссертацию и был единственным кандидатом экономических наук в Эстонии. Видимо, по этой причине на меня и обратил внимание первый секретарь компартии Эстонии Йоханнес Кэбин, который прямо спросил: что нужно делать, чтобы остановить развал сельского хозяйства? Я ответил: „Достойно платить крестьянину за его труд“. „А где деньги взять?“, — спросил он. Мой ответ: „На время прекратить строительство, остановить другие проекты и за счёт этого сохранить крестьянство“. Это было сделано. И было сделано только в Эстонии».

Михаил Бронштейн. Фото: Teaduste Akadeemia

 

И далее, в том же интервью, о рецепте экономического процветания: «Ганзейский союз возник в начале прошлого тысячелетия. В него вошли западные княжества и королевства, центрально-европейские города (Таллинн в том числе), Псков и Новгород. Там свободно двигались товары, капиталы, рабочая сила. Это лучший период развития европейского экономического и социального пространства в истории. После него опять начались войны и конфликты. Поэтому надо вернуться к Ганзейскому союзу. Моим единомышленником является Ханон Барабанер, возглавляющий Русское академическое общество. Оно возникло ещё в первой Эстонской Республике, и скоро будет 100 лет, как оно существует. Оно абсолютно патриотично по отношению к Эстонии. Так вот, мы с Барабанером разработали проект, который называется „Новая Ганза“»…

Взобравшись на плечи титанов

Примечательно, что участие людей такого научного, общественно значимого калибра в формировании фундамента текущих и будущих успехов республики по достоинству оценивалось и новыми эстонскими лидерами. В январе 2003 года, когда Михаил Бронштейн отмечал своё 80-летие, издание moles.ee (бывшая газета «Молодёжь Эстонии») опубликовало посвящённый этому событию спич премьер-министра Эстонской Республики Сийма Калласа, который писал: «Я очень высоко оценивал и оцениваю своего учителя Михаила Бронштейна. Он был моим научным руководителем, когда я учился в аспирантуре Тартуского университета. Диссертацию я так и не завершил, но тема её была „Экономические проблемы окружающей среды“. Я был тогда довольно „зелёным“ и очень интересовался этими проблемами.

Михаил Бронштейн уже тогда обладал огромным авторитетом и среди студентов, и среди коллег. Во-первых, он был отличным лектором, выступления его всегда были очень интересными. Во-вторых, был отличным методологом, с сильной логикой изложения темы и проблемы в целом, мастером экономического анализа. Естественно, он был довольно серьёзный ревизионист — в Советском Союзе он стоял на крайних реформистских позициях вместе с некоторыми другими крупными экономистами. С его взглядами было очень интересно знакомиться. Крупный аналитик, он был в то же время внимательным руководителем аспирантской диссертации. У меня было два таких сильных учителя в экономике — один был академик Раймунд Хагельберг, заведующий кафедрой финансов в моём студенчестве, и академик Михаил Бронштейн, который заведовал кафедрой политэкономии.

Мы вместе с ним были народными депутатами последнего съезда, и он тогда очень активно выступал за экономическую независимость союзных республик, стоял на позициях группы московских реформаторов, работавших в межрегиональной депутатской группе. Он много тогда писал, выступал, активно защищал интересы Эстонии. Эстонская делегация неоднократно избирала его в качестве выступающего по разным экономическим проблемам, в том числе и на встречах с Горбачёвым.

…И сегодня, спустя столько лет, я по-прежнему уважаю Михаила Бронштейна за те же самые качества, с ним по-прежнему очень интересно беседовать».

…Пожалуй, достойным эпиграфом к этой декларации тогдашнего главы правительства могли быть слова французского философа XII века Бернара Шартрского: «Мы — карлики, взобравшиеся на плечи титанов. Мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что взгляд у нас острее и сами мы выше, но потому, что они подняли нас вверх и воздвигли на свою гигантскую высоту».

Каждому времени — своих героев

В связи с обсуждаемой темой приходит на память ещё один любопытный факт, хотя и не связанный напрямую со сборником, о котором идёт речь, однако имеющий отношение к разговору о причастности представителей Эстонии к решению крупномасштабных вопросов, в том числе и международных.

Академики Михаил Бронштейн и Ханон Барабанер являлись советниками или экспертами реформаторов эпохи перестройки и постперестроечного периода. Как упоминал Сийм Каллас, М. Бронштейн входил в мозговой центр Межрегиональной депутатской группы, занимавшейся преобразованиями в экономике и социальной сфере в рамках не только СССР, но и всего социалистического лагеря.

Ханон Барабанер был одним из соучредителей, а затем и сопредседателей Евразийского экономического клуба учёных (Астана), действовавшего, при участии нескольких лауреатов Нобелевской премии, под патронажем президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В формате этого клуба Барабанер и его эстонские коллеги сделали немало для ознакомления участников форумов с «секретами» экономического успеха первых лет восстановления независимости, который вывел Эстонию в число молодых Прибалтийских тигров, как называли тогда страны Балтии в мировых СМИ…

Не смогла обойтись без эстонского следа и нынешняя российская политическая номенклатура. И не просто следа… Сегодня Администрацию президента Российской Федерации возглавляет действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса Антон Вайно — внук первого секретаря ЦК Компартии Эстонии (1978–1988) Карла Вайно. По уровню реальной влиятельности многие эксперты включают этого человека в первую десятку российских чиновников…

 ——————————-

* Издано при поддержке Александра Бронштейна и города Таллинна в рамках проекта „Tallinna Kodurahuprogramm“.


Читайте по теме:

Вячеслав Иванов: Ханон Барабанер, начало истории

На доме, где жил Ханон Барабанер, установлена мемориальная доска с его именем

Каждый человек может влиять на мир, делая его лучше. К 100-летию академика Михаила Бронштейна

Михаил БронштейнпамятьтопХанон БарабанерЭстония