Игорь Круглов: Мати Унт и его многогранный талант

Мы уже писали как-то о фильме «Цену смерти спроси у мёртвых»*, снятом в 1977 году на киностудии «Таллинфильм» (тогда ещё с одной буквой «н»). Эта картина получила на XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване главный приз за режиссуру (постановщик — Кальё Кийск). К сожалению, там не был отмечен автор сценария Мати Унт, которому, на взгляд автора этих строк, принадлежит немалая заслуга в создании столь необычной (для тех времён) по своей жёсткости и мрачности киноленты. Впрочем, Унта всё равно наградили: в 1978-м за сценарий «Цены» и другие произведения ему вручили литературную премию Эстонской ССР имени Юхана Смуула.

74

«Фильм сделан в предельно жёсткой манере, суров в своей правдивости. Воссоздавая весну 1925 года, после кровавого подавления Таллинского вооружённого восстания 1 декабря 1924 года и последовавшего затем массового истребления коммунистов, художники кино не могли себе позволить ни малейшего налёта «романтики», — так отзывался о картине журнал «Звезда».

Конечно, эти слова относятся не только к режиссёру, но и к автору сценария.

«Лепя фигуры своих героев, авторы не стараются выставить их в выгодном свете, приукрасить удачно выбранным ракурсом», — отмечал журнал «Искусство кино».

Но если революционеры не выглядели «выставленными в выгодном свете», то полицейские и следователи выглядели там просто монстрами. Сейчас, конечно, концепция поменялась, отношение к тем событиям тоже. И достаточно трудно понять, как же там оно было на самом деле. Особенно если учитывать поздние признания сценариста о том, что он вообще имел в виду… КГБ.

Плакат фильма «Цену смерти спроси у мёртвых» (1977). Источник: Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum; ETMM _ 9383 Af 1982:54/T

 

Романист, эссеист, драматург и театральный режиссёр, заслуженный писатель Эстонской ССР (1980) Мати Унт (1944-2005) создавал и другие произведения о большевиках. Одно из них — пьеса «Коллонтай» (1978), посвящённая жизни и деятельности революционерки, советского госдеятеля и дипломата Александры Коллонтай («Смуулка» была дана Мати и за эту пьесу).

А в середине 1980-х, уже во время горбачёвской перестройки, он создал киносценарий о лидере эстонских большевиков Викторе Кингисеппе. Почему он взялся за эти темы, Унт рассказал в 2004 году в интервью профессору русской словесности Таллиннского университета Ирине Белобровцевой. Приведём отрывок из него.

Мати Унт в 1986 году. Фото: M. Aru / Ajakirja Kultuur ja Elu toimetus (AIS)

 

Белобровцева задает такой вопрос:

«У тебя подряд шли три произведения, посвящённые политикам, причём политикам большевистского толка: в 1977-м — сценарий фильма «Цену смерти спроси у мёртвых», об эстонских коммунистах-подпольщиках; в 1978-м — пьеса «Коллонтай», довольно странная для эстонского автора; и, наконец, в 1986-м — киносценарий «Через сто лет в мае» о Викторе Кингисеппе. Откуда возник такой интерес и сохранился ли он сейчас, или ты для себя всё уже понял?»

Унт отвечает:

«Это три вещи — очень разные. «Коллонтай» – идея и заказ Яака Аллика (эстонский руководитель театра, режиссёр, театральный критик и политик — И.К.)… который очень хотел, чтобы я написал пьесу о Коллонтай. Почему бы и нет? Я был в доме отдыха Театрального общества, и Аллик привёз мне туда пачку книг, из которых должна была сложиться пьеса. Что касается первого фильма — у меня возникла абстрактная идея: один хочет умереть, другая хочет убить… Конечно, я там имел в виду не эстонскую полицию, а КГБ. Ну а третье — Кингисепп. Это был серьёзный замысел, но он не удался. Хотя это была уже перестройка, мне не дали поместить в этот сценарий почти половину из того, что я задумал, это всё переделали. Я хотел показать Кингисеппа как некий призрак из подсознания народа… у Кингисеппа была мания величия… Но этого, к сожалению, в фильме не видно».

Групповое фото. Мати Унт, Яак Аллик и другие. Фото: Tallinna Kirjanduskeskus; TALK MUF 57

 

Действительно, следует признать: того, о чём Унт сказал в интервью, не видно в постановках. Например, чтобы узреть КГБ в «Цене смерти», нужно обладать, на мой взгляд, недюжинным воображением. А в пьесе «Коллонтай» не видно, что эта мадам, проповедовавшая «свободную любовь», была образчиком разврата и блуда. «Эх, жаль, что я мало шлялась», — такое письмо Коллонтай к подруге приводил прекрасный русский поэт Владимир Солоухин, посвятивший одну из своих книг развенчанию большевиков — «светочей революции». И то обстоятельство, что Коллонтай была гнусной погромщицей Церкви, ненавистницей Православия, тоже, конечно, обходили стороной. Вообще, в те годы широкие массы представляли её себе в основном по популярному фильму «Посол Советского Союза» (1969), с великолепными актёрами и режиссурой. Посол СССР в Швеции Коллонтай, блистательно сыгранная Юлией Борисовой, изображалась благороднейшей из дам, к которой даже шведский монарх благоволил. Однако всё это было сплошное враньё. А вот за правду можно было получить большие неприятности. И уж точно лишиться званий и привилегий, в том числе и звания заслуженного писателя или деятеля искусств. Такие произведения были социальным заказом, и совсем немногие творческие люди могли от них отказаться. Например, отказался читать по радио книгу Леонида Брежнева «Малая земля» Алексей Баталов. И угодил в опалу…

Мати Унт и кот. Шарж Хайнца Валька. Источник: Eesti Teatri- ja Muusikamuuseum; ETMM _ 11780:1 Gk 1064

 

Впрочем, не будем судить строго, тем более что многие ошибки и грехи наш сегодняшний герой честно признавал в своих поздних интервью и каялся в них. Будем надеяться, Бог их ему простит. Ведь он был действительно очень талантливый и самобытный писатель, по праву занявший достойное место в анналах эстонской литературы. Самобытность заметна в самых первых его произведениях — например, в «наивном романе» «Прощай, рыжий кот» (1963), написанном им 18 лет от роду. «Кот» принёс юному прозаику республиканскую известность. В дебютных произведениях проглядывало тяготение к философской притчевости и аллегориям, с обязательной морально-этической составляющей. Со временем Унт переключился на характерную для эстонской литературы «моделирующую прозу».

Он писал в фантастическом («О возможности жизни в космосе», 1967) и детективном («Убийство в отеле», 1968 и «Чёрный мотоциклист», 1976) жанрах. В социальной драме «Долг» (1964) исследовал вопросы становления и личностного формирования юношества. Есть у него также работы, которые критика считает внежанровыми («Говорят», 1984, и «Памятка донора», 1990).

Книги его переведены на многие мировые языки.

Произведения Мати Унта переведены на многие языки. Фото Д. Пастухова

 

Международную известность Мати Унту принёс роман «Осенний бал» (1979). Здесь автор выступал против бездушной урбанистики, изображая проблему одиночества в мегаполисе человека, поглощённого погоней за материальными благами. Герой «Бала»— бездуховный, необщительный, замкнутый, потребительски относящийся к бытию типаж. Те же мотивы присутствуют в повестях «Голый остров» (1972) и «Via regia» (1975, премия им. Фридеберта Тугласа).

В театре Унт особый интерес испытывал к авангардизму.

«Герой нашего времени» Лермонтова и Унта (Грушницкий — Павел Лаасик, Печорин — Андрес Отс). Молодёжный театр, 1980 г. Фото: Gunnar Vaidla / Eesti teatri- ja muusikamuuseum

 

Поставил пьесы «Фаэтон, сын солнца» (1968), «Грааль!» (2001, по мотивам легенд о Короле Артуре), «Мастер и Маргарита» (2001, по М. Булгакову), а также пьесы Гёте, Шиллера, Стриндберга, Мрожека и др. Несколько произведений Унта («Долг», «Прощай, рыжий кот», «Осенний бал» и др.) были экранизированы.

Мати Унт родился 1 января 1944 года в деревне Линнамяэ Воореской волости Тартуского уезда, в семье бухгалтера.

Мати Унт в детстве. Фото в Музее Мати Унта в Таллинне. Фотокопия Д. Пастухова

 

В 1951-1958 годах посещал сельскую школу — семилетку, затем перевёлся в среднюю школу в Тарту, которую окончил в 1962-м. После неё поступил на отделение эстонской филологии историко-филологического факультета Тартуского госуниверситета. Диплом получил в 1967-м. Четыре года проработал в тартуском театре «Ванемуйне» завлитом. О такой должности в те годы мечтали многие литераторы. Она позволяла вращаться в среде драматургов и создавать собственные произведения без привязки к производственным задачам, контролю рабочего дня и т. п.

Мати Унт в 1972 году. Фото: G. Loss /Ajaleht «Sirp» (AIS)

 

В таком же качестве работал и в 1975-1981 годах, но уже в таллиннском ТЮЗе. В 1981-м был назначен директором Молодёжного театра, в 1992-2003 руководил Эстонским драматическим театром, тоже в Таллинне.

Мати Унт с сине-чёрно-белым и красным флагами. Фото: Jüri Tenson / Eesti Kunstimuuseum SA; EKM j 60622 FK 3930

 

Интересно, что Унта сделали директором «Молодёжки» даже несмотря на то, что он подписал так называемое «Письмо сорока» — послание к советским властям с призывом сохранить эстонские культуру и язык. Это письмо эстонские нон-конформисты отправили партийным бонзам после того, как в 1980-м на должность идеолога ЦК КПУ назначили Рейна Ристлаана — «эстонского Суслова». Тот начал сокращать использование эстонского языка, а также устраивать гонения на представителей неформального искусства, в частности — на эстонскую рок-группу Propeller под руководством Пеэтера Волконского — сына замечательного композитора и клавесиниста Андрея Волконского. Ряд деятелей культуры, в том числе Мати Унт, выступили против партийного произвола, проявив гражданское мужество. Так что, можно считать, наш герой в этом оправдался за выполнение «соцзаказа». И вышел победителем — вскоре его назначили руководителем «Молодёжки».

 

Мати Унт. Фото: Tallinna Kirjanduskeskus; TALK MUF 205:8

 

Умер Мати Унт 22 августа 2005 года в Таллинне.

*Материал доступен по этой ссылке.

Читайте по теме:

«Пофилософствуй с котом!»: в Таллинне открывается обновлённый музей Мати Унта

Год книги в Эстонии официально открыт

Игорь Круглов: Эстонский драматический театр — более чем 100-летняя летопись успеха

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern