Толстиков: Все люди в Эстонии равны, но есть равнее
Пенсионеры и большинство работников в Эстонии до сих пор получают копейки и живут от зарплаты до зарплаты, в то время как элита жирует и может позволить себе ежедневную баночку с красной икрой. Об этой, ещё более обострившейся в эпоху коронавирусной пандемии проблеме пишет журналист-ветеран Ярослав ТОЛСТИКОВ.
Существовала такая присказка. Думаю, что она свидетельствует, в частности, о социальном неравенстве различных слоёв населения страны. Есть люди богатые, вполне обеспеченные, а кому едва хватает на жизнь.
Приведу несколько примеров.
Конверты
Помню, как в далёкие советские времена я, будучи инженером, случайно узнал, что секретарям горкома комсомола, помимо основной зарплаты, во много превышающей заработок инженера, полагалась ещё немаленькая сумма, выплачиваемая, точнее — выдаваемая в конвертах, то есть в тайне от общества и без уплаты налога. Подобная практика имела место быть, разумеется, и в компартверхушке. В конвертики вкладывались, а затем выплачивались, огромные суммы из партийной кассы, а таковая у большевиков никогда не пустовала.
Насколько я знаю из литературы, такая система существовала и при Сталине, и при Хрущёве, и далее.
В нашем же обществе победившего капитализма зарплата в конверте считается чуть ли не обыденным явлением. Как ни критикуй. И выигрывают вследствие этого в первую очередь предприниматели-бизнесмены, уклоняясь тем самым от налога на рабочую силу. Выигрыш простого рабочего — мнимый, он тем самым теряет свой рабочий стаж, а в будущем — и часть пенсии.
Далее.
Магазины
У компартверхушки существовали и другие неофициальные «льготы». Имею в виду магазины, в которых можно было, имея на то спецдокумент, свободно за те же рубли купить, к примеру, банку тушёнки, растворимого кофе либо баночку красной икры. То есть те товары, которые в «обычных» магазинах являлись недостижимым дефицитом.
А сегодня, как мы знаем, все магазины ломятся от всевозможных товаров: как продовольственных, так и промышленных. Есть деньги (а у обеспеченных слоев их навалом), покупай — не хочу. Сплошное раздолье, которое абсолютно недоступно малообеспеченным людям, пенсионерам, живущим от минималки до неё же, от пенсии до дня следующей выплаты. Никаких излишеств.
Квартиры
В начале 1960-х, во времена Хрущёва, в советской стране развернулось массовое строительство многоквартирных стандартного вида жилых домов, без сталинских излишеств. Но чтобы получить ордерочек на такую квартиру остронуждавшийся в жилье советский человек должен был попасть в некий список при горисполкоме, при совете профсоюза. И ждать, ждать…
Иногда новые квартиры для «своих» выдавались согласно так называемому телефонному праву.
А сегодня, казалось бы, дефицита жилья у нас не существует. В центре Таллинна, в других районах города возводятся всё более новые и всё более престижные многоквартирные дома, а некоторые — с архитектурными излишествами. Но покупка квартиры в таком доме, разумеется, в кредит, доступна лишь для богатой верхушки общества. Малообеспеченные ищут жилье попроще, подешевле, часто — внаём. Либо муниципальное жильё, получение которого, как и в советские времена, приходится дожидаться месяцы, а то и годы.
Все эти примеры показывают: социальная разобщённость общества как существовала ранее, так и существует сегодня. А в условиях кризиса она возросла многократно, в первую очередь ударив по малообеспеченным слоям населения, в частности, по пенсионерам.
К примеру, работающие пенсионеры увольнялись в первую очередь. Могли пострадать и пенсионеры, которым ранее материально помогали близкие родственники, дети, а, вследствие кризиса, и они могли лишиться работы, оставив стариков без помощи.
И помощь со стороны государства должна оказываться сегодня не только предпринимателям, детским садикам и т. п., но и пенсионерам.
Почему бы не изыскать средства в бюджете и осуществить то, что было обещано ещё с год назад — внеплановое повышение пенсий на сто евро. Нереально? В таких случаях принято говорить: необходима политическая воля. Надеюсь, она проявит себя с лучшей стороны.
А теперь
Немного статистики
По данным «Евростата» (2019 год), самый большой риск нищеты среди пожилых людей Эстонии, где 54 процента населения старше 65 лет находится за чертой бедности. В Латвии — 50%, в Литве — 41%. Лучше всего в материальном плане живут пожилые люди в Словакии, далее — во Франции, Дании, Люксембурге (риск нищеты 6-10%). А в среднем по ЕС — 15%. И вот ещё интересные данные. Расходы на пенсию составляют в Эстонии 8% от ВВП, а в среднем по ЕС 13%.
Так что, действительно, многим жителям страны радоваться достижению некоей границы благополучия ещё ох как рано.
С 1 апреля 2020 года, то есть в самый разгар кризиса, четверо высокопоставленных лиц государства — президент страны, спикер парламента, премьер-министр, председатель Государственного суда не забыли позаботиться об очередном повышении своих и так немалых окладов — с 6000 евро до 6666 евро (в месяц).
А министр внутренних дел Март Хельме также в самый разгар кризиса выписал солидные премии некоторым своим высокопоставленным чиновникам, работа которых практически не связана с мерами по смягчению экономического кризиса. Лишь один пример. Чиновник этого министерства с весьма солидным окладом в шесть тысяч евро получил премию “за хорошую работу” в размере… 2400 евро. Солидные премии своим чиновникам, сидящим в своих кабинетах, но не медицинским работникам, ведущим свою благородную и нелёгкую деятельность на передовой.
Словом, в этих министерствах решили по-своему отметить пик экономического кризиса.
Не миновал с 1 апреля приличный рост окладов и наших слуг народа — депутатов Рийгикогу, достигнув 4333 евро.
Намечается рост окладов и высших чиновников столицы. Оклады шести заместителей мэра могут достигнуть 5200 евро.
Да, такой “прирост” соответствует существующему законодательству, и наши руководители (упаси бог) его не нарушали. И полученные ими суммы значительного влияния на госбюджет не оказали. Так ведь кроме законодательства существуют такие понятия, как мораль, чувство социальной солидарности с малоимущими.
И я, безусловно, поддерживаю инициативу об урезании окладов высших чиновников и депутатов.
А теперь напомню:
Средний размер пенсии по старости не превышает ныне 500 евро, что в восемь, в десять раз меньше окладов высокопоставленных чиновников, некоторых депутатов.
И ещё такой пример.
Не могу забыть историю трёхгодичной давности.
Тогда фирма Estonian Air терпела крах. И по инициативе тогдашнего министра Юхана Партса на должность председателя правления этого госпредприятия был назначен иностранный специалист. С окладом в 30 тысяч евро (в месяц), что было примерно в 80-90 раз выше размера тогдашней пенсии по старости.
Вскоре Estonian Air окончательно обанкротилась. Иностранец уволился, получив за «успешную» работу приличные «отходные» в размере нескольких десятков тысяч евро, а Юхан Партс пошёл на повышение, начав работу в евроструктурах.
И всё, как говорится, «коррас».
Солидарности — быть!
Хочу высказать своё мнение по самой главной теме статьи: деньги, богатство, власть выбивают из сознания человека такие качества, как великодушие, бескорыстие, доброту, то есть саму сущность понятия, как социальная солидарность.
Но убеждён, что вечно так продолжаться не может. Разница в доходах различных слоев населения в восемь-десять-двенадцать раз канет в лету.
И в завершение скажу, что тема социальной солидарности неоднократно поднималась в нашей печати, причём различными авторами-журналистами, экономистами, которым данная тема далеко не безразлична. Но пока что, к сожалению, она не нашла широкого отклика. И потому я призываю обсудить эту рвущуюся из вулкана тему. И найти её решение. Сообща сделать это гораздо легче.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Комментарии закрыты.