Одеколон, галстуки и красный чемоданчик — какие олимпийские раритеты хранит коллекция жителя Эстонии
В год 40-летия московской Олимпиады портал Tribuna.ee побывал в гостях у жителя Таллинна Валерия БАРТЕНЕВА, показавшего свою замечательную коллекцию — медвежонка Мишку, тюленёнка Вигри и другие многочисленные сувениры и предметы с символикой Олимпиады-80.
Ровно 40 лет назад в Советском Союзе прошли XXII летние Олимпийские игры, первые в истории этих соревнований проведённые в Восточной Европе. В их рамках эстонская столица принимала парусную регату. Олимпийской символикой после этого оказались отмечены многие предметы быта, а в коллекции Валерия Бартенева их набралась не одна сотня.
По словам хозяина квартиры, он собирает всё связанное с московской Олимпиадой последние лет двадцать. Именно собирает, а не коллекционирует. Коллекционирование ко многому обязывает. Во-первых, нужно выбрать тему и придерживаться её в своих поисках (а его-то как раз привлекает многое и разное, и Олимпиада-80 — лишь часть его интересов). Во-вторых, выбранную тему человек должен досконально изучить. Так что, нет, он — просто собиратель.
Люди помнят хорошее
«Сегодня московская Олимпиада очень популярна среди коллекционеров и тех, кто что-то собирает, хотя еще лет десять назад я бы такого не сказал», — поделился своими наблюдениями Валерий, приглашая к столу и разливая чай в кружки с олимпийской эмблемой.
Он предположил, что люди, в первую очередь, запоминают всё хорошее. Например, за семь месяцев до московской Олимпиады Советский Союз ввёл войска в Афганистан, из-за чего многие западные страны бойкотировали игры. Началась Афганская война. Но символом 1980-х для большинства из тех, кто жил в Союзе, стала всё-таки Олимпиада.
«Никогда ещё в нашей стране не проходили такие масштабные и престижные соревнования. Все помнят «Мишку», ставшего талисманом московской Олимпиады, который на церемонии её закрытия вместе с шарами улетел в небо, и слёзы, вызванные этим зрелищем», — заметил Валерий.
Он рассказал, что «Мишку» потом всё-таки нашли, сохранили. Об этом (уже в наше время) узнал один эстонский коллекционер, выразивший желание его купить. Высокая цена его не смутила, но когда он приехал в Россию, оказалось, что за время лежания «Мишку» изрядно погрызли мыши.
Музей советского быта в стране-члене НАТО
Собирает Валерий Бартенев столько, сколько себя помнит. Возможно, своё влияние оказал отец: после него осталась коллекция старых пластинок на 78 оборотов, которую Валерий изрядно расширил.
«В советское время что собирали? Пластинки, книги, марки, монеты, значки. Но наступили 90-е, и оказалась, что собирать можно всё. И всё можно купить — картины, оружие, ордена и даже то, на что раньше не обращали внимания», — сказал Бартенев и привел в пример жену американского посла в России.
Всё то время, что её супруг занимал должность, она обходила в Москве барахолки, покупая ёлочные игрушки. А затем устроила в Московском пассаже грандиозную выставку «Ёлочные игрушки СССР». Народ приходил, ахал: «Откуда?» Она отвечала: «Ребята, в 90-е годы вы всё это чуть ли не на помойку выбрасывали».
«А ведь так и было. Как формировалось моё собрание? В 90-х многие в Таллинне меняли место жительства — переезжали или уезжали насовсем. И меня, когда нанимали делать ремонт квартиры (у меня тогда была своя строительная фирма), нередко просили выбросить из неё старые вещи. Бывало, рука не поднималась это сделать, поэтому я их куда-то вывозил и складывал», — рассказал о своих первых шагах на поприще собирательства Бартенев.
Прошло несколько лет, и уже в двухтысячных годах ему представилась возможность показать собранное буквально всем. В квартале Ротерманна, в помещениях бывшего элеватора, где когда-то хранилось зерно перед отправкой его в Финляндию, Валерий Бартенев вместе с друзьями-эстонцами открыл Музей советского быта.
«Музей — это несколько залов, напичканных атрибутами советской эпохи», — так начинался сюжет Андрея Беднякова, ведущего популярной передачи «Орёл и решка» на общероссийском развлекательном канале «Пятница!», который однажды побывал у Бартенева.
У входа в музей стояла бочка с квасом, и Валерий в форме советского милиционера сам встречал гостей. В музее можно было увидеть чуть ли не всё, что окружало человека ещё каких-то 20 лет назад.
«В одном из помещений находились школьные парты. На них — чернильницы-непроливайки, ручки с перьями. Кто-то, испытывая ностальгию, садился и начинал писать. Люди чуть не плакали, слыша скрип перьев», — поделился Бартенев, констатировав, что к сожалению, такого музея больше нет.
Дорогая сердцу тема
К Валерию Бартеневу нередко наведывались «киношники» в поисках предметов, отражающих советскую эпоху в фильмах, которые они снимали. Были ребята из Мосфильма, удивившиеся, как много у него разных мелких вещей.
Приходили и просили реквизит для своих картин люди из таллиннских и рижских студий. Находили Валерия и по другому поводу — чтобы наоборот что-то продать.
Со временем в собирательстве совершенно непроизвольно выделились темы — космос (с Гагариным), советская школа и Олимпийские игры в СССР. Последняя особенно громко зазвучала в юбилейном для московской Олимпиады году.
Новый 2020 год Бартенев вместе со всей семьей встречал в ресторане Центра парусного спорта в Пирита. Праздник проходил под знаком Таллиннской олимпийской регаты. Приветствовалось всё, что о ней напоминало.
«Мы экипировались по полной, чуть ли не каждый предмет нашего гардероба говорил об Олимпиаде-80. Нас обступали и расспрашивали», — продолжил рассказ Валерий.
Русский медведь и эстонский тюлень
Хозяин квартиры сказал, что времена для собирательства изменились, и сегодня люди значительно реже выбрасывают вещи или отказываются от них. Многое приходится покупать на ярмарках.
«Их в Эстонии много. Ярмарочное время — с первого воскресенья мая по первое воскресенье октября. Каждые выходные по 2-3 ярмарки где-то да проводятся (к сожалению, начало нынешнего сезона из-за пандемии подвело). Я катаюсь по всей стране и в прошлом году посетил 22 ярмарки: Таллинн, Нарва, Тарту, Пярну, множество городов помельче и деревень», — рассказал Бартенев.
Много людей на ярмарки приезжает из Латвии и Литвы (там с этим делом похуже), Финляндии, России. И если 10 лет назад на предметы с олимпийской символикой никто не смотрел, то сейчас цены на них поднялись. Особенно ценится товар, запакованный в фирменные коробки.
«У меня такие — олимпийские талисманы: медвежонок Мишка, символ Игр в Москве, и тюленёнок Вигри, символ Таллиннской олимпийской регаты. Их во множестве производил из пенолатекса таллиннский завод «Полимер», — пояснил коллекционер и открыл книгу «Символика советской эпохи».
На странице «Олимпийский Мишка» он прочитал, что автором этого персонажа был российский художник Виктор Чижиков. В западных странах за подобные работы платили миллион, Чижикову же за его эскиз предложили 250 рублей, при этом он должен был отказаться от своих прав на него. В конце-концов ему всё-таки заплатили 2 тысячи рублей.
Его Мишка «разлетелся» по всей огромной стране. Символ «лепили» куда только можно: на календари, полиэтиленовые пакеты, посуду, одежду, бытовую технику. Во множестве эти предметы имеются в коллекции Бартенева.
Автором эскиза тюленя стала эстонская художница Сайма Сымер. Вигри тоже стал узнаваем, хотя, конечно, не так, как Мишка. Официально с ним познакомились 20 июля 1980 года, когда в Таллинне открылась Олимпийская регата.
Ой, полна полна коробушка
Главная же эмблема московской Олимпиады представляет собой стилизованный силуэт кремлёвской башни: в его основании расположены олимпийские кольца, от которых вверх устремляются линии, символизирующие спортивные дорожки. Рисунок венчает звезда. Эту эмблему чаще всего использовали, когда что-то выпускали к Олимпиаде.
Валерий показал шоколадки фабрики «Калев» в олимпийской упаковке и магазинные таблички, на которых по-русски написано «Кока-Кола». В дни Олимпиады на прилавки продуктовых магазинов «выбросили» американскую «Кока-Колу». Люди покупали её в знаменитом универсаме на улице Айа (рядом с бассейном «Калев»). Напиток ставили в ящиках посреди зала, за ним приезжала вся Эстония.
«Несмотря на бойкот Олимпиады со стороны США и их союзников, компании «Кока-Кола» и «Пепси-кола», будучи спонсорами соревнований, от сотрудничества не отказались. Видимо, так же повела себя и японская TDK, потому что у меня имеются упаковки магнитофонных кассет этой фирмы, с нанесённой на них главной эмблемой московской Олимпиады», — рассказал Валерий.
Он продемонстрировал также продукцию таллиннского кожевенно-галантерейного комбината «Линда», напоминающую об Олимпиаде: обложки для записных книжек, альбомов и ежедневников, сделанные из свиной кожи. Все, кто приезжал в Эстонию, приобретали их в подарок.
Стаканчики с олимпийской символикой изготавливал стекольный завод в Тарту, а таллиннский комбинат «Арс» делал значки с Вигриком.
Красный чемодан, напоминающий об Играх в Москве, Валерий привёз из Санкт-Петербурга. Там живёт его молодой коллега Валентин, который помогает ему в его поисках. В 1980 году в Ленинграде, как и в Минске и Киеве, проводились матчи олимпийского футбольного турнира. Каждый из этих больших городов производил к Олимпиаде свои товары, поэтому там их можно чаще встретить.
«Вот он, кстати, на фотографии на фоне спортивно-концертного комплекса «Петербургский», построенного к Олимпийским играм и недавно печально прославившегося: при его демонтаже, вследствие обветшалости, этой зимой погиб рабочий. Когда с этим чемоданом я на границе проходил таможню, все пассажиры, ехавшие со мной в автобусе, просто обомлели и кинулись фотографировать», — рассмеялся Бартенев.
Олимпийский одеколон «Миша» в традиционном флаконе разыскал всё тот же Валентин в Петербурге. В Эстонии такого никогда не было, зато продавался другой, выпуск которого в тогдашнем Ленинграде тоже был приурочен к Олимпиаде. Во флаконе в виде олимпийского медвежонка он мог украшать интерьер не только советской квартиры.
Нужно сделать всё, чтобы олимпийский огонь не погас
Всего не пересказать, что автор портала Tribuna,ee увидел у Валерия Бартенева в его олимпийской коллекции. Из совсем уж эксклюзивных предметов запомнился комплект постельного белья из фирменного поезда Таллинн — Москва, курсировавшего между столицами, и отпечатанная программка церемонии закрытия Олимпийской парусной регаты 30 июля 1980 года.
Торжество началось в полдень в Парусном центре. Сначала прошёл парад спортсменов, за ним последовало награждение победителей олимпийской регаты (советская сборная тогда выступила удачно, завоевав золото, серебро и бронзу), и произошел спуск флага.
Ну, а прощались все под звуки песни Тухманова, которую на русском исполнял популярный эстонский певец Тынис Мяги: «Реет в вышине и зовёт олимпийский огонь золотой». Впрочем, нет, песня, кажется, звучала на открытии Олимпиады, а закрывали ее другие эстонские артисты в сопровождении Показательного оркестра военно-морского флота СССР.
«Конечно, хотелось бы в этот юбилейный для московской Олимпиады год показать свою коллекцию как можно большему числу людей. Вначале поступали интересные предложения, но из-за пандемии коронавируса они, к сожалению, остались нереализованными. Тем более приятно, что отметить юбилей решило посольство России в Таллинне, и мне предложили устроить в его стенах выставку», — сказал, прощаясь, Валерий Бартенев.
Читайте по теме:
По следам Олимпиады-80: Таллинн примет крупнейший в мире парусный флот
Комментарии закрыты.