Выборы в Молдове: Битва Майи Санду и Игоря Додона на фоне Пушкина и криковских вин
Географически зажатая между Украиной и Румынией, Молдова выбрала своим новым президентом Майю Санду. Это решение может резко отдалить страну от России и обострить ситуацию в Приднестровье, но проголосовавшие за проевропейского кандидата жители страны очень надеются на перемены в лучшую сторону, пишет автор портала Tribuna.ee Дмитрий ЦЕХАНОВСКИЙ, побывавший на выборах президента Молдовы в качестве наблюдателя.
Для участия в качестве наблюдателей второго тура президентских выборов в Молдове нашей небольшой прибалтийской группе пришлось не только получать аккредитацию МИД этой страны, но и пройти настоящий квест с составлением и осуществлением поездки по маршруту Эстония-Финляндия-Беларусь-Молдова в период коронавирусных ограничений.
Уже на месте мы побывали на нескольких избирательных участках как в Кишинёве, так и вне его, стали свидетелями попыток молдавских националистов не допустить до голосования жителей Приднестровья и увидели радость тех, кто искренне голосовал за Майю Санду. А в качестве культурного десерта посетили уникальный музей Пушкина в столице Молдовы и величественные винные погреба.
Путь в Кишинёв пролегал через Минск, где мы почти двое суток дожидались получения официальной аккредитации от МИД Молдовы. Уже имея на электронной почте копии аккредитаций, мы отправились на пограничный контроль, который занял в общей сложности два с половиной часа. В основном пограничники ждали каких-то рекомендаций о нашей судьбе от тех, «кто принимает решение по карантину».
Хорошо понимаем по-русски
Увидеть Кишинёв я хотел с детства, наслушавшись рассказов отца, бывавшего в этом городе неоднократно и очень его полюбившего. Уже в вечер прибытия я прошёл почти два километра по главному проспекту страны — от памятника Котовскому до Триумфальной арки, установленной в 1840 году в честь победы в Российско-турецкой войне. Именно на этой современной улице расположены основные административные здания страны. Стоит же немного свернуть с проспекта, как попадаешь в ретро-период: где-то это 1990-е, а где-то и начало XX века. Возможно, именно этот колорит, вместе с потрясающей местной кухней и вином, привлекает в страну массу туристов.
На следующий день нас встретили в МИД Молдовы, сильно обрадовавшись, что большая часть из нас хорошо говорит по-русски, хотя сами русскую речь они только понимали. Выразив извинения за долгое ожидание на границе, нам посоветовали максимально общаться с избирателями, чтобы понять политическую ситуацию, которая складывается в стране.
Суббота, 14 ноября — «день тишины» перед выборами. Поэтому мы знакомились с городом, общались с людьми и делали всё, чтобы в день выборов увидеть максимум событий. Всё это очень пригодилось в воскресенье, когда уже с утра начались провокации на границе с Приднестровьем, и наши коллеги выехали туда. Мы же посетили Центральную избирательную комиссию и, получив список адресов избирательных участков, поехали по ним, попутно посетив штабы обоих кандидатов. В «стане» Майи Санду работа кипела, в то время как офис партии социалистов, где номинально располагался штаб Игоря Додона, был пуст. Как выяснилось позже, в Избиркоме была неточная информация по его расположению.
Приходя на избирательный участок, мы показывали документы, которые практически везде вызывали положительные эмоции. Члены избирательных комиссий отлично шли на контакт, рассказывали о явке, отвечали на все организационные вопросы. Небольшая напряжённость возникала только в приграничных с Приднестровьем районах, где постоянно ожидали провокаций.
«За стабильность»
Одним из самых ярких впечатлений стало посещение избирательного участка, расположенного в Гоголевском лицее в котором учится более 1500 русских школьников со всего более чем шестисоттысячного города. Поток голосующих на расположенном прямо у посольства Великобритании участке не утихал все полчаса, которые мы находились там, общаясь с членами избирательной комиссии. В момент нашего нахождения на участке его посетил первый президент Молдовы Мирча Снегур. Финской коллеге удалось немного поговорить с ним, выяснив, что его голос отдаётся «за сохранение стабильности в стране». Что скрывается за этими словами — остаётся только предполагать.
Скорее всего, все добравшиеся до участков, вне зависимости от того, за кого из двух кандидатов голосовали, хотят своей стране именно стабильности. Ведь Молдова, имевшая в годы СССР самую большую плотность населения (в Молдавской ССР на 1 кв. км приходилось 128 человек), но по количеству полезных ископаемых опережавшая лишь Советскую Латвию, не решила ещё массу экономических и политических проблем. И решению их должен способствовать новый президент.
Основная часть нарушений, которые были зафиксированы и наблюдателями от ЕС, и российскими миротворцами — это попытки сорвать допуск жителей Приднестровья на расположенные вдоль границ избирательные участки. Мне довелось побывать в Варнице, где с утра молдавскими националистами был организован пикет, блокировавший доступ транспорта из Приднестровья. Вечером, когда мы оказались в этом городе, на границе в окружении полиции стояло около трёх десятков довольно агрессивных людей под молдавским флагом, пытавшихся не пропустить микроавтобус с желающими проголосовать. К счастью, в нашем присутствии ситуация была разрешена, и мы увидели всех на избирательном участке в процессе голосования.
Вечер в Избиркоме прошёл довольно спокойно, около 23 часов были оглашены первые предварительные итоги выборов, согласно которым Майя Санду побеждала с 54,5% голосов. Затем, по ходу ночных подсчётов голосов, её преимущество то вырастало до 7%, то снижалось до 2,5%. Когда же к утру поступили окончательные итоги из-за рубежа, стало ясно, что Игорь Додон, который как действующий президент страны имел и административный ресурс, и поддержку основных государственных СМИ, покидает свой пост. Майя Санду выиграла выборы, набрав 57,75% голосов избирателей.
Причинами проигрыша Додона в числе прочих экспертами называются пассивность многочисленной молдавской диаспоры в России и нетвёрдая внешняя политика теперь уже экс-президента, а также умение проевропейских сил грамотно подготовить как свой электорат, так и предвыборную ситуацию.
Вопрос о том, куда пойдёт Молдова при Санду, получил ответ очень быстро. Уже 18 ноября пресс-служба партии «Действие и солидарность», которую возглавляет Майя Санду, сообщила о её встрече с послом США в Молдове Дереком Хоганом. После этой встречи избранный президент заявила, что международная изоляция Молдовы закончилась и её внешняя политика вступает в новый этап.
Станет ли Молдова «четвёртой сестрой» Эстонии, Латвии и Литвы в проамериканской части Европы — покажет время. При этом не стоит забывать, что Молдова — парламентская республика. В главном законодательном органе страны правительство пока формирует коалиция в составе Партии социалистов, возглавляемой нынешним премьер-министром Зинаидой Гречаных, и Демократической партией Молдовы, которая поддерживает Санду. Возможно, вскоре после инаугурации первой в истории страны женщины-президента, которая состоится 23 декабря 2020 года, начнётся и парламентский кризис.
Рай для туристов
Два последних дня пребывания в Молдове стали временем оценки столицы и её окрестностей с точки зрения туризма и виноделия, являющихся важнейшими отраслями экономики страны. Коронакризис практически полностью закрыл поток туристов. Многие отели остановили деятельность или работают частично. Некоторые кафе и рестораны также «ушли в отпуск», но туристическая отрасль всё-таки ещё жива. Общаясь с владельцами отелей и ресторанов, администрацией музеев и представителями сообщества гидов мы неизменно слышали в голосе надежду, что «зараза, наконец, уйдёт» и гостеприимная молдавская земля вновь дождётся гостей из-за рубежа.
В кишинёвском музее Александра Сергеевича Пушкина нас принимал его директор Вадим Дрелинский, который настолько любит своё детище, что более часа лично проводил экскурсию по фондам. 21 сентября 1820 года Пушкин приехал в Кишинёв и прожил в этом городе до 1823 года. Именно здесь им были написаны поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», а также несколько стихов, в числе которых «Узник» и «Чёрная шаль».
Коронавирус отодвинул открытие экспозиции, обновлённой к 200-летию прибытия поэта в Кишинёв, но к весне следующего, 2021 года, когда все надеются на снятие ограничений, завершится частичная реновация тех помещений, в которых жил поэт, сквера с памятником и соседнего дома в котором расположена основная часть музея.
Яркой финальной точкой поездки стало посещение Криковских винных подвалов, которые расположены примерно в 15 километрах от центра Кишинёва. Это 120 километров подземных улиц с названиями Каберне, Совиньон, Шардоне, Рислинг — настоящий рай виноделия. Совершив полуторачасовую экскурсию, мы увидели и процесс производства шампанских вин, и места, в которых хранится вино различных лет и урожаев, в том числе и в личных ячейках президентов России, Беларуси, Азербайджана, а также канцлера ФРГ, и прослушали интереснейший рассказ об истории этого места, признанного национальным достоянием страны.
Подводя итог визита нашей группы наблюдателей на выборах в Молдове, хочется пожелать жителям этой небольшой, но очень колоритной страны найти правильный путь в непростых политических условиях. Скорее всего, судьба страны решится после внеочередных парламентских выборов, которые могут быть назначены очень скоро…
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Комментарии закрыты.