Воскресный антидепрессант Любиной: Атака на депрессию
О том, какой мудрый совет нужно было дать себе три года назад, пишет автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.
«Если это удалось мне, то удастся и вам. Тем, кто так же, как и я, запутался, зациклился и почти перестал надеяться». С таких слов два с половиной года назад начались воскресные антидепрессанты Любиной*. Я их написала, потому что хотела поделиться собственным опытом по части того, как самостоятельно вырваться из депрессии и восстановить силы. Я тогда подумала:
- Обратно в это жуткое состояние я не хочу, поэтому дай-ка всё запишу, чтобы в будущем неповадно было;
- Получилось у меня, значит, получится и у других. Нужно лишь поделиться опытом.
В самих советах не было ничего сверхординарного. Их действенность состояла в последовательности: начав с элементарных шагов, я постепенно переходила к более сложным, описав процесс преодоления кризиса, как перемещение по ступенькам — из подвала на третий этаж жилого дома. Чем дальше от подвала, тем выше ступенька.
Ступеней оказалось 26. И на тот момент я посчитала, что самое главное, что я могла сделать, я уже сделала. Жизнь расцвела буйными красками, за первыми антидепрессантами последовали новые. Этим летом их количество перевалило за 150, причём теме депрессии была посвящена ещё от силы пара материалов. Появились отклики на те, первые антидепрессанты. Как выяснилось, есть люди, которым мой опыт пригодился. Но, готовясь к очередному эфиру, я вдруг осознала, что самый правильный совет — он другой!
Вот, до чего я додумалась. И да: лучше поздно, чем никогда.
Наилучший способ бороться с депрессией ‒ туда не попадать!
По большому счёту, если грамотно и планомерно следовать этому пункту, то остальные начисто отпадают за ненадобностью. Точка. Да и превентивные меры всё-таки эффективнее, безболезненнее, нежели процесс погружения в эту самую депрессию, последующие страдания, осознание и спасение.
Врага надо знать в лицо
Логическое продолжение предыдущего пункта. Тут вариантов два: либо время от времени вспоминать собственный печальный опыт и отдавать себе отчёт — я туда снова ни ногой! Либо пользоваться опытом чужим со всеми соответствующими деталями, красками, эмоциями, ужасами и оттенками. И тоже понимать, как сильно не хочется в эту самую бездну. А если в жизни не хватает острых ощущений, всегда можно прыгнуть с парашютом, заняться альпинизмом, поменять профессию или уехать жить в другой город. Время тургеневских барышень прошло, вокруг столько всего захватывающего, что предстоит успеть сделать — не до страданий тут!
Если серьёзно, то имеет смысл заблаговременно поинтересоваться медицинскими симптомами этой преотвратительной хвори, именуемой депрессией. Разумеется, не впадая в крайности наподобие персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки»: «Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка. Вначале я даже обиделся: в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг у меня нет родильной горячки? С чего это вдруг я ею обойден? Однако спустя несколько минут моя ненасытность была побеждена более достойными чувствами. Я стал утешать себя, что у меня есть все другие болезни, какие только знает медицина, устыдился своего эгоизма и решил обойтись без родильной горячки. Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне уж ничто не угрожает».
«Cherchez la психотерапевт»
Это на случай, если вы всё-таки попались: ищите психотерапевта. Только ищите его не для длительных слезливых посиделок. И не дай вам Бог соглашаться на антидепрессанты! Единственное, зачем нужен сей эскулап, — выписать рецепт на таблетки, повышающие уровень серотонина или, как его ещё называют, гормон радости. Считается, что выброс серотонина в кровь дарит приподнятое настроение, помогает бороться со стрессами, даёт ощущение значимости и уважения со стороны окружающих.
В нормальной счастливой жизни его уровень поддерживается естественным путём с поддержанием за счёт сладостей, орехов и физических нагрузок. При затяжном стрессе и депрессии единственный способ накопления в организме и поддержание на приемлемом уровне — таблетки.
Молчание, но не золото
Это я о том, что ни в коем случае не надо замыкаться в себе и лить слёзы в одиночестве. В окружении всегда найдётся кто-то, кто уже пережил подобное, готов помочь и поддержать. Мой пример трёхлетней давности — тому доказательство.
Глумитесь над хворью
По себе знаю, как это притягательно — днями сидеть дома в темноте, обняв подушку и медленно погружаться в пучину бездействия, потухшего взгляда и всклокоченных волос. Только к хорошему это вряд ли приведёт, поэтому доля здорового пофигизма и циничного пренебрежения своими проблемами способна творить чудеса. Хотя, возможно, что люди, наделённые подобными качествами, депрессией не страдают.
Спасительный поплавок
Последний год показал, каким зыбким оказался окружающий нас мир и как сложно бывает перестроиться и приспособиться к новому укладу жизни. Особенно трудно пришлось любителям театров, кино, выставок, прогулок, шумных посиделок и встреч с друзьями. Поэтому я поняла: во избежание нового стресса должно быть увлечение, не завязанное на внешний мир, который в одночасье вновь может оказаться недоступным. А что это будет — пробежки под луной, вышивание крестиком или сочинение виршей — каждый выбирает для себя сам.
Одним рецептом восстановления душевного здоровья и спасения от скуки поделюсь с удовольствием ‒ это каллиграфия. Любопытно, но возрождение российской каллиграфии произошло благодаря эстонской школе.
Такие вот мысли спустя два с половиной года. А какими средствами пользуетесь вы?
*Ссылки на те самые 26 ступеней — первые антидепрессанты:
Комментарии закрыты.