Пианист Дмитрий Алексеев: Мы играем и будем играть великую русскую музыку
В Таллинне 7 сентября выступит один из выдающихся пианистов нашего времени Дмитрий Алексеев. Выпускник Московской консерватории, лауреат конкурса имени Чайковского и парижского имени Маргерит Лонг, победитель престижных конкурсов в Бухаресте и Лидсе, он более полувека радует слушателей своей игрой. Нет ни одного известного зала в мире, где бы он не выступал. Дмитрий Алексеев играл с самыми знаменитыми оркестрами и дирижёрами, а его дискография включает в себя многие шедевры классического репертуара.
В интервью порталу Tribuna.ee известный музыкант заметил, что в Таллинн c концертами он приезжал не раз — и в советское время, и сейчас. Играл и с оркестром. Его последний концерт в эстонской столице прошёл как раз с оркестром, которым дирижировал Эри Клас. С эстонским дирижёром, ушедшим из жизни в 2016 году, он очень дружил, знает также и других эстонских музыкантов.
«Проводил я здесь и мастер-классы, — сказал Алексеев. — Этим же, кстати, занимаюсь и сейчас, в дни перед концертом, который 7 сентября пройдет в Доме братства черноголовых. Так что Эстонию и город Таллинн я знаю давно и люблю. Это одно из моих любимых мест для музыки и отдыха».
Гастрольная жизнь и конкурс, которому многим обязан
Дмитрий Алексеев, уже три десятка лет живущий в Лондоне, за свою долгую карьеру пианиста выступал во многих странах мира, в Европе — точно во всех, и легче, наверное, назвать те, где он не был. По большей части это связано с тем, что в них нет концертного зала, где бы слушали классику. По словам музыканта, памятное событие, связанное с этим, произошло лет двадцать назад в Малайзии, когда в её столице, Куала-Лумпуре, организовали первый в стране симфонический оркестр и построили для него зал.
«В качестве оркестрантов пригласили музыкантов из Европы и Америки, а также из России, — рассказал Алексеев. — Мне предложили выступить с ним и сыграть первые концерты, а до этого я ещё выбирал рояли для их зала. За свою жизнь мне приходилось играть на многих из них, хотя в принципе я — артист Steinway и предпочитаю рояли данной фирмы. Если это по-настоящему хороший экземпляр, то я доволен и ничего другого мне не нужно».
Лауреат конкурса имени Чайковского в 1970 году, подтвердившего его талант, Дмитрий Алексеев признался, что этот же конкурс помог ему по-настоящему понять, что такое музыка и как её надо любить. Это случилось ещё в детстве, когда в 1958 году он слушал на самом первом в истории конкурсе Чайковского американского пианиста Вана Клиберна, ставшего в итоге его победителем.
«Это было незабываемо, он был совершенно гениальным в то время, — пояснил пианист. — Позднее я с Клиберном познакомился и когда сказал ему, что слышал его на первом конкурсе, он мне не поверил. Мне тогда действительно было немного лет, тем не менее в памяти осталось совершенно незабываемое впечатление от его игры. Его исполнение переворачивало в каком-то смысле человеческие души и даже, может, определяло судьбы».
Многогранная классика
Пианист сообщил, что сто концертов за год — самое большее, что он когда-либо играл. Исполнять сверх того никогда не стремился, хотя знает артистов, занимающих иную позицию в этом вопросе. На концертах должно исполнять музыку, а не гнаться за количеством, что определённо мешает полноценному музицированию. Сегодня Дмитрий Алексеев в принципе играет меньше, чем раньше. Время занимают преподавательская деятельность в Королевском музыкальном колледже и работа в жюри международных конкурсов.
«Да и вообще, никто, как известно, не становится моложе, — продолжил музыкант. — Если же говорить о репертуаре, то я всегда старался играть как можно больше разной музыки — от Баха до современного авангарда. Для себя и друзей играл и джаз, нравившийся мне ещё со школьных лет. В те далёкие годы он звучал необыкновенно свежо и динамично, чем и привлекал».
Со слов Дмитрия Алексеева, это замечательная музыка, не говоря уже о том, что она послужила основой для сочинений многих классических композиторов. Русский Стравинский, француз Мийо, немец Хиндемит и многие другие отдали ей дань. Известно, что Рахманинов тоже интересовался джазом. В Америке он ходил на джазовые концерты, и Алексеев, по его словам, ясно видит в поздних сочинениях композитора влияние этой музыки, хотя и опосредованное.
«Интерес к классике сегодня в каком-то смысле повышается, — поделился пианист. — По крайней мере, концертов проходит гораздо больше, больше и слушателей. Особенно это заметно среди молодёжи, которая привыкла пользоваться интернетом. Простым нажатием кнопки сейчас можно воспроизвести любой шедевр, о чём мы в наше время и не мечтали. С одной стороны — замечательно, но с другой — слишком легко. Человек не прилагает для этого никаких усилий, в связи с чем возникает вопрос: насколько глубоко он понимает классическую музыку? На мой взгляд, некоторое снижение уровня понимания всё же происходит».
Великая музыка будет всегда звучать
Программа таллиннского концерта знаменитого пианиста подчёркивает широту его музыкальных пристрастий: в ней сочинения Генделя, Брамса, переложения Листа произведений Вагнера и Шопена, а также пьесы Николая Метнера, замечательного русского музыканта, композитора и пианиста. В истории русской музыки, как сказал Дмитрий Алексеев, это достаточно необычная фигура, потому что по своему происхождению Метнер — немец, выходец из семьи со старинными немецкими традициями, что угадывается и в его музыке.
Прадед композитора по фамилии Гебхард, актёр и певец, переписывался с Гёте, а в XIX веке оказался в России. Отец Метнера увлекался поэзией и философией, в Москву приехал из эстонского Пярну, уроженцем и почётным гражданином которого являлся. Сам Николай Метнер, когда до революции начинал свою музыкальную карьеру, отнюдь не был так заметен, как Рахманинов или Скрябин, тем не менее получил известность и находился в первых рядах музыкантов. В годы Гражданской войны, голода и разрухи, он уехал на Запад,
«В Германии им и его музыкой никто не интересовался, — рассказал Алексеев. — Метнер оказался во Францию, а в конце концов осел в Лондоне, где и умер в 1951 году. Как композитор он долгое время оставался совершенно забытым, но последние двадцать-тридцать лет наблюдается настоящий ренессанс его музыки. Пианисты играют сочинения Метнера, у студентов они — просто стандартный репертуар. Организуются общества его имени. Всё это абсолютно справедливо и заслуженно. Пусть и после его смерти, но творчество композитора получило заслуженное признание».
Алексеев отметил, что в трудные моменты истории искусству приходится нелегко. Того, что сегодня происходит на территории Европы, не должно было случиться, и для него это личная трагедия. При этом русская культура оказалась заложницей политической ситуации. Не имеющая никакого отношения к политике и тем, кто её делает, она несправедливо страдает. Но он уверен в том, что раньше или позже существующие проблемы исчезнут, потому что русская культура стоит в ряду самых великих культур. И сейчас играют и будут играть великую русскую музыку и читать великую русскую литературу.
Следует ещё сказать об обширной дискографии Дмитрия Алексеева, сделавшего множество записей для всемирно известных музыкальных лейблов, таких как EMI, BMG, Virgin Classics, Hyperion и других. Его запись на Virgin Classics прелюдий Рахманинова получила премию Эдисона, вручаемую в Нидерландах за выдающиеся достижения в музыкальной индустрии и сравнимую с американской «Грэмми». BBC Music Magazine назвал пластинку «вдохновляющей», а самого пианиста наградил эпитетами «аристократический, величественный и исповедально поэтичный».
Запись пианистом всех мазурок Шопена, увидевшая свет в 2014 году, Gramophone Magazine охарактеризовал так: «Одна из лучших записей шопеновских мазурок, появившихся в последние три четверти века, сравнимая с записями Рубинштейна и Якова Флиера». В прошлом году издательство Brilliant Classics выпустило комплект из восьми дисков с записью Дмитрием Алексеевым всех сольных фортепианных сочинений Скрябина.
Читайте по теме:
Эстония прекратит договор о сотрудничестве с РФ по сохранению культурных ценностей
Бойкот русской культуры: за гранью здравого смысла
Анна-Лиза Безродная: Будем надеяться, что 2023 год вернёт всем желанное равновесие
Комментарии закрыты.