Вячеслав Иванов: А Март, мятежный, просит бури…
Комментируя скандал в благородном семействе (правда, не конкретно внутри самогó семейства, но в непосредственной близости), председатель совета уполномоченных партии EKRE, глава фракции консерваторов в Таллиннском горсобрании Март Каллас успокоил аудиторию, заявив в студии Rus.Postimees: «Если кто-то хочет уйти, туда им и дорога. После грозы воздух становится чище».
Судя по многочисленным высказываниям самих членов Семьи, такая оценка из уст политика, любопытным образом совместившего в своём полном имени онимы лидеров двух непримиримо соперничающих политических организаций, по сути полностью совпадает с позицией партийной верхушки, и «мятежный Март» (по аналогии с лермонтовским белеющим парусом одиноким и горьковским Буревестником) просто транслировал более-менее широкой публике эту прокламацию.
«Для всего общества, включая и меня»
Вспыхнувшие в преддверии очередного партийного съезда разборки между группировками в высшем властном эшелоне EKRE пришлись как нельзя более кстати для всех их участников, что наводит на мысль: а не срежиссировано ли всё это действо одним кукловодом? Уж очень удачно складываются пазлы…
На самом деле: EKRE, буквально ворвавшаяся в большую политику (насколько это понятие вообще применимо в наших масштабах) пять лет назад, после предварительного семилетнего обретания на задворках, к настоящему времени уже успела всем поднадоесть и набить оскомину, став рутинным анфан-терибль эстонского ландшафта.
Требовался новый качественный рывок, громкая заявка на эксклюзивные права в протестном сегменте политического спектра.
Эта цель достигнута. Несколько растерянным оказался даже нынешний несомненный лидер общественного мнения, глава партии Isamaa Урмас Рейнсалу, который, по его собственным словам, «пристально следит за развитием событий» в привязке к тому, «что они означают в более широкой динамике политической арены». Получается, что события застали врасплох и его: «Обострение этой [ссоры] стало неожиданностью для всего общества, включая меня. События происходят в режиме реального времени (…). В свете этих событий партия Isamaa проанализирует ситуацию и сделает свои выводы».
Для команды Рейнсалу «эти события», безусловно, представляют вполне корыстный интерес. Контингент не согласных с политикой нынешнего руководства партии, покинувших — не важно, по своей или по «семейной» инициативе — ряды EKRE, логически является потенциальным ресурсом правоконсервативного «Отечества». Впрочем, выводы и выгоды Isamaa нас пока не касаются, а вот об EKRE разговор особый.
Тем более что, судя по последним сообщениям, «выходцы» из EKRE собираются-таки создать новую партию, вопреки мнению подавляющего большинства экспертов, которые считали, что националистически-консервативная ниша уже заполнена. Во всяком случае, евродепутат Яак Мадисон буквально накануне съезда бывшей своей партии (EKRE), которую он покинул добровольно, объявил о намерении создать новую, ещё более свою, партию — «Эстонские националисты и консерваторы» (ERK). Тот же шарик, только в профиль…
Главное — не нравиться оппонентам!
Пока непонятно, будет ли новая партия (если она вообще состоится) святее Папы Римского, то есть более националистической и консервативной, чем материнское плато, или наоборот. Вряд ли первое, потому что, подвергнув раскольников разгромной критике, Мартин Хельме в качестве главного их греха назвал стремление «превратить EKRE в мейнстримную партию, чтобы понравиться нашим идеологическим оппонентам (…) Ведя себя таким образом, они надеются попасть в правительство. Я и большинство членов правления посчитали правильным придерживаться нашей принципиальности и боевой позиции».
Для справки: мейнстрим (mainstream — «основное течение») — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, политической и других) для определённого отрезка времени. Противоположное понятие: маргинальность. К этой группе относятся любые люди (в том числе и обеспеченные), живущие по принципу «и нашим и вашим», а также люди, которые не могут определиться со своим местом в обществе или профессиональной деятельности и мечутся от одного направления к другому. Иными словами, Мартин Хельме предлагает отказаться от участия в мейнстриме, предпочитая маргинализацию общества…
Обращает на себя внимание тот факт, что жёсткая, по сути — показательная расправа над диссидентами была произведена не на съезде, как, видимо, рассчитывали сами инакомыслящие, надеясь устроить дискуссию и, чем чёрт не шутит, даже выиграть; а именно накануне. То есть бунт был подавлен в зародыше — чтобы никому не было повадно.
Тем самым фактически ещё до начала съезда глава партии огласил главный программный тезис EKRE: никакого соглашения с либералами, никаких уступок правящей коалиции! По сути, он сформулировал принцип, на котором строится вся платформа дальнейшей деятельности национал-консерваторов «старого образца»: мы не стремимся в правительство. Более того — мы даже и не ставим себе такой цели, потому что быть в правительстве — значит отвечать за свои слова и поступки, а это не входит в наши планы.
Если внимательно прочитать доклад председателя (каковым съезд снова избрал Мартина Хельме) или хотя бы его достаточно подробное изложение, то нетрудно убедиться, что программная часть составлена из пунктов, которые заведомо невыполнимы, ни в нынешних условиях, ни тем более в обозримом будущем. Не имеет смысла перечислять их все, чтобы избежать бесплатной рекламы. Довольно хотя бы двух: сделать цену на моторное топливо 99 центов за литр, а за один киловатт электроэнергии — 3 цента. Кто ж против?! Мечтать не вредно…
Известно, что один из самых действенных способов сделать правых радикалов более покладистыми в реальной политике — это допустить их к власти. В этом убеждает недавний пример нескольких европейских партий такого толка, о чём в минувшую субботу говорили, в частности, эксперты и политики в передаче «Разбор полётов» на «Радио 4».
Собственно, нечто подобное происходило и в Эстонии, с той же партией EKRE, которая входила в коалицию с центристами и партией Isamaa (март 2019 — январь 2021), развалившуюся из-за коррупционного скандала и отставки правительства. Видимо, этот урок привёл лидеров партии к выводу, что гораздо приятнее и безопаснее за хорошую зарплату сидеть на галёрке и вешать всех собак на любое правительство, ни за что не отвечая самим. Да ещё и обещать доверчивым избирателям золотые горы, молочные реки и кисельные берега, обвиняя «этих гнилых мейнстримных либералов», мешающих праворадикальным консерваторам осыпать народ немереными благами…
При этом Мартин Хельме продемонстрировал качества лидера твёрдой руки, провозгласив — уже с трибуны съезда — «Эстония превыше всего!».
Не правда ли, до боли (в буквальном смысле!) знакомый из истории лозунг.
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Из партии EKRE исключены четыре члена правления, один ушёл сам
Комментарии закрыты.