Маарду начала XX века: от первого фосфоритного рудника в Юлгазе до фабрики в Крооди
Рассказом о том, как 1920-х годах в районе современного Маарду началась разработка фосфоритов, выросшая впоследствии в крупное химическое производство, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".
Смотря из сегодняшнего дня на историю Маарду, можно условно разделить её на несколько периодов. Первому из них, завершившемуся в конце XIX столетия, была посвящена первая публикация. То время можно назвать «глубокой историей». Тогда на землях будущего города и рядом с ним появились первые поселения, а также происходило его деление на вотчины и усадьбы, у которых менялись хозяева. Второй же период формирования Маарду, назовём его «первично-фосфоритный», начался в то время, когда здесь начались разработки месторождения фосфоритов.
Как ни странно, но он вновь связан с многократно упоминавшимся в местных легендах именем эльфа смерти Мардуса, который, по преданиям, появлялся из-под земли и насылал на людей различные видения, вызывая у них страх. Возможно, те, кто проводил во второй половине XIX века в здешних местах геолого-разведывательные работы, ориентировались и на народные сказания. Ведь вблизи залежей фосфоритов, которые образовались там, где в земле оказались в больших количествах останки древних ракообразных, возможны различные явления, связанные с самовоспламенением первичного подземного слоя. Именно они и могли послужить первопричиной для возникновения местных народных легенд.
Считается, что история «эстонского фосфорита» началась в 1861 году. Именно тогда профессор Тартуского университета Карл Шмидт обратил внимание на доставленный ему из нескольких мест фосфорит как на возможное сырьё для фосфорных удобрений. Связано это было с тем, что с небольшими затратами финансов можно было проводить его обогащение через просеивание. С этого момента в университете началось как научное изучение фосфорита, так и картографирование его месторождений, обнаруженных на территории Эстляндской губернии и рядом с ней.
Фосфорит — осадочная горная порода, состоящая более чем на 50% из фосфатных минералов. В основном — богатая фторапатитом, обогащённым карбонатом (CO₃²⁻). Обычно она серого или бурого цвета, который получает от гидроокислов железа и глинистых минералов. При значительном количестве включений, состоящих из органики, возможен и чёрный цвет.
В Эстонии в настоящее время известны как месторождения фосфоритов в районе Маарду, так и его более крупные, но менее доступные из-за глубины залегания залежи под Раквере (Тоолсе) и Азери. Позднее были обнаружены разрабатываемые ныне месторождения фосфоритов у самой границы Эстонии в Кингисеппском районе Ленинградской области России. Современные геологи отмечают, что мощность полезного слоя породы в Тоолсе — от 1,5 до 12,5 метра (в среднем — 2-3 метра). Месторождения же фосфоритов в Ида-Вирумаа немного беднее.
С момента, как фосфоритами на территории Эстонии заинтересовались учёные, до начала промышленной разработки их месторождений прошло более полувека. Началась она уже после того, как в 1918 году Эстония вышла из состава Российской империи, став независимым государством. Как местные власти, так и предприниматели в поисках источников дохода вспомнили о сделанных ещё в прошлом веке находках геологов. Тогда и начались попытки добычи фосфоритов, которые оказались наиболее легкодоступными именно в районе нынешнего Маарду.
В начале 1920-х годов в районе нынешней деревни Юлгазе (Ülgase), расположенной в нескольких километрах от современного маардуского района Каллавере, начались подготовительные работы по организации добычи эстонских фосфоритов. Сначала были вырыты некие подобия шахт, больше похожие на скважины. Из них были взяты пробы, позволившие убедиться, что вложения в разработку месторождений будут оправданы, а также зафиксировавшие толщину полезного слой в районе одного метра.
Примерно с середины 1924 года начала полноценную работу первая фосфоритная шахта Эстонии. Вскоре в том же Юлгазе появилась и фосфоритно-обогатительная фабрика, торжественное открытие которой произошло 25 августа 1925 года. Её функция заключалась в том, чтобы дробить и сортировать добытое сырьё. Из вывезенной с фабрики пустой породы образовались холмы, расположенные сейчас как на территории деревни Юлгазе, так и вокруг неё. Прошедшие же первичную очистку фосфориты, количество которых колебалось в зависимости от уровня добычи породы и спроса на рынке, достигая иногда 10 000 тонн в год, грузились на подводы, которые доставлялись к морю: в первые годы — лошадьми, а затем — по железной дороге.
На берегу Финского залива, неподалёку от мыса Кольюотса, на месте действовавшего ранее причала рыбацких лодок специально для юлгазеских шахт была оборудована гавань. Вскоре сюда был проложен примерно двухкилометровый участок узкоколейной железной дороги, позволивший увеличить скорость отгрузки. Отсюда с середины 1920-х годов отплывали баржи, доставлявшие фосфориты в Швецию или Германию. Там сырьё проходило окончательную обработку, превращаясь в удобрения или другие необходимые для сельского хозяйства и экономики вещества. В основном в те годы из эстонского фосфорита производилась фосфоритная мука, применявшаяся как удобрение.
В марте 1938 года был подписан контракт с немецкой компанией IG Farben AG, согласно которому акционерное общество Eesti Vosforiit туда должно было поставить за десять лет 340 тысяч тонн фосфоритного концентрата с содержанием не менее 33% полезного продукта (P2O5). Однако в реализацию этого выгодного контракта вмешался случай — 5 декабря 1938 года из-за крупного пожара была практически уничтожена фабрика в Юлгазе.
Именно этот случай стал причиной того, что местные шахты вскоре были закрыты, а как добыча, так и переработка фосфоритов перебрались на территорию Маарду. Так в конце 1930-х годов начался следующий (третий) период в истории нынешнего города. Назовём его «промышленным».
После пожара, уничтожившего фабрику в Юлгазе, собственники и руководство Eesti Vosforiit при участии государственных чиновников потратили несколько месяцев на поиски места для строительства новой фабрики. Им стала земля на правой стороне ручья Крооди, давшего название будущему району Маарду, расположенному вдоль шоссе, связывавшего Таллинн и Нарву.
Появление в Крооди к середине 1939 года как промышленных зданий более современной обогатительной фабрики, так и рабочего посёлка считается той временной точкой, от которой отсчитывается промышленный этап в истории населённого пункта под названием Маарду. Вскоре здесь же будет открыт и карьер, на котором добыча фосфоритов проводилась уже открытым способом.
В 1940 году Эстония стала частью СССР. Обогатительная фабрика и фосфоритный карьер в Маарду, как и другие промышленные предприятия, были национализированы. Однако при новом укладе экономики они успели проработать менее года из-за начала в июне 1941 года Великой Отечественной войны. Уже в августе Маарду (как и Таллинн) был оккупирован немецкими войсками. В годы оккупации на территории фосфоритных месторождений находился немецкий концлагерь, в котором работали советские военнопленные.
Поскольку фосфорит считался для Германии стратегическим сырьём, то производство было не только сохранено, но и даже в военные годы постепенно расширялось. Перед своим отступлением в сентябре 1944 года немцы приготовили завод к уничтожению, но благодаря мужественным действиям тех, кто был вынужден трудиться на этом производстве, крупных повреждений удалось избежать — взрыв был предотвращён.
В советские годы посёлок Маарду станет местом работы одного из крупнейших химических производств на территории Эстонской ССР. Менее чем за полвека количество жителей здесь вырастет в несколько раз. Рассказ об этом читайте в следующей публикации.
Комментарии закрыты.