Вячеслав Иванов: ТАСС упал намочен

Решение Департамента защиты прав потребителей и технического надзора Эстонии (TTJA) обязать местные телекоммуникационные компании заблокировать на территории республики сайты российских телеканалов НТВ и РЕН ТВ, Первого канала, Пятого канала, петербургского канала «78», «Лента.ру» и информагентства ТАСС, по мнению автора портала Tribuna.ee Вячеслава ИВАНОВА, является оскорбительным как для журналистов, так и для других жителей республики.

2 665

Телеграфное агентство Советского Союза, аббревиатура названия которого приведена в заголовке, было официальным рупором государственных органов СССР. Все важнейшие решения внутреннего и международного значения, принимавшиеся на высшем уровне, доводились до сведения широкой аудитории через это «устройство». В 1984 году, аккурат накануне перестройки, на эту тему был даже снят фильм «ТАСС уполномочен заявить…».

В 1992 году само агентство переименовали в ИТАР-ТАСС: Информационное телеграфное агентство России плюс ТАСС — в качестве некоего бренда, уже давно известного в мире, наряду с такими гигантами, как Association Press (AP), Киодо Цусин, Синьхуа или Reuters. Однако в 2014 году (символично — год воссоединения Крыма с Россией) рупору было возвращено прежнее название. Без объяснений, но с явным намёком на новую генеральную линию партии и правительства, которую можно коротко сформулировать «Назад — в СССР!». И, в отличие от битловской композиции Back in The USSR, — на полном серьёзе. Что спустя восемь лет было уже открыто озвучено самим лидером государства…

Но право терять не собираюсь

Объясняя своё решение, руководство TTJA сообщает, что эти веб-сайты распространяют военную пропаганду, оправдывают и поддерживают совершение военных преступлений и разжигают ненависть. При этом особо оговаривается, что специалисты департамента продолжат отслеживание других СМИ России на предмет соответствия их публикаций действующим нормам. «Поэтому, — говорится в сообщении на портале ERR, — нельзя исключить, что под запретом окажутся и другие российские информагентства, в том числе и не менее популярный среди зарубежных журналистов «Интерфакс»».

Характерно, что до сих пор Эстонии удавалось каким-то почти мистическим образом оставаться в рамках здравого смысла и, в отличие от соседей по региону, избегнуть методов, которыми активно пользуются как раз к востоку от реки Наровы, то есть действовать исключительно запретом.

Роскомнадзор уже несколько лет тщательно пропалывает информационное поле России, занося в ряды «иностранных агентов» печатные, телевизионные и интернет-каналы, не проявляющие должной лояльности к политике Кремля и лично к его главному насельнику. А, занеся, тотчас же искореняет крамолу на корню.

Но вот и в Эстонии случилось нечто похожее. Сначала под запретом оказались российские телевизионные каналы, большинство из которых ни сном ни духом не причастны к разжиганию ненависти и оправданию войны в Украине. Теперь настал черёд новостных СМИ.

Тот факт, что многие из них являются в большей степени пропагандистскими, чем «чисто» информационными, сомнению не подлежит. Но они были таковыми всегда. Объяснять нынешние жёсткие запретительные меры военным положением некорректно, поскольку Эстония не находится в состоянии войны с Россией. А информационная война всегда была, есть и будет, но это не повод рубить коммуникационные каналы. Потому что в конечном счёте убыток-то несут при этом не те издания, которые запрещаются (им это вообще пофиг), а потребитель.

Причём убыток в буквальном, финансовом смысле. Человек заключал с определённым оператором договор о покупке определённого телепакета с определённым набором каналов. При этом главную роль играла не политическая составляющая, транслируемая теми или иными СМИ, а в первую очередь развлекательные программы и телесериалы, детективы и мыльные оперы. Теперь потребителю предлагается нечто совершенно ему незнакомое и не интересное.

Особенно это касается пенсионеров, которым буквально навязывается то, что им не нужно. Заметьте: за их же собственные деньги. И хотя в большинстве случаев речь идёт не об астрономических суммах, но для этой категории зрителей и десять, и даже пять евро лишними не бывают…

По сути, этими действиями эстонское государство демонстрирует своё неверие в способность собственных граждан отличить информацию от пропаганды, правду от лжи. Проще говоря, сомневается в умственных способностях большинства жителей страны. Как хотите, но для меня такая оценка моих интеллектуальных данных оскорбительна.

…Один из героев Грэма Грина, американец, живущий в одной из стран Юго-Восточной Азии, находится, как сейчас принято говорить, в нежных романтических отношениях с туземной девушкой. Они уже много лет живут как обычная семья, но он никак не соглашается жениться на ней. И на её вопрос, почему? — он отвечает: «Понимаешь, если я на тебе женюсь, то потеряю право стать президентом Соединённых Штатов».

— А ты действительно хочешь быть президентом США? — удивляется подруга.

— Нет, конечно. Но право такое терять тоже не намерен! — отвечает он…

Не лишайте меня удовольствия!

Сразу же после того, как были заблокированы телеканалы (ПБК, РТР, совершенно безобидные «Дом кино», ТВ Центр, и ряд других), издание Postimees, выходящее на русском языке, обратилось за комментарием по этому поводу к целому ряду известных русскоязычных журналистов, работающих в частных и общественно-правовых СМИ Эстонии. Из опрошенных (около десяти человек) ни один не нашёл сколько-нибудь весомых аргументов в пользу такого запрета.

Напротив, считают эти лидеры общественного мнения, всякое насильственное ограничение доступа к информации наносит, прежде всего, ущерб самому ограничивающему, в данном случае — эстонскому государству, вызывая лишнее раздражение, пусть не целого, но значительной части гражданского общества.

От себя могу добавить, что не исключена и массовая подача исков о возмещении финансового и морального ущерба со стороны потребителей против телеоператоров. И хотя сами суммы могут быть небольшими, но их количество, а главное — необходимость реагировать, то есть тратить время и отвлекать силы от профессиональной деятельности, — может изрядно затруднить компаниям их бизнес.

Что же касается блокирования новостных российских ресурсов, то, на мой взгляд, наиболее реалистичную и адекватную оценку этому шагу властей дал главный редактор службы новостей Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации ERR Анвар Самост в недавнем интервью радионовостям ERR.

Подчеркнув, что он не поддерживает идею ограничить в Эстонии доступ к ряду российских интернет-порталов, эксперт сформулировал свою позицию профессионально чётко: «Я надеюсь, что Департамент технического надзора подумает о своих решениях и пересмотрит их. Сейчас они выглядят необдуманными… Надеюсь, что департамент проконсультируется со специалистами по СМИ, экспертами права и передумает. Сейчас он встал на скользкую дорожку».

…Про себя могу сказать, что уже сам вид знаменитых кремлёвских пропагандистов, их надменно-снисходительно-презрительное отношение к оппонентам, их ухоженные и лоснящиеся от самодовольства физиономии всегда вызывали у меня физиологическое отторжение, а содержание и тональность ведущихся ими «дискуссий» — труднопреодолимый психологический ступор. Как будто я попал в сумасшедший дом, где все пациенты как минимум Наполеоны, а то даже и…

Но не будем будить лихо!

Поэтому, когда я, листая телеканалы, случайно набредал на их шоу, то испытывал особое удовольствие от возможности выключить ящик вообще. Не пролистать дальше, а именно выключить. Что и проделывал с огромной радостью.

Теперь меня этого удовольствия и радости лишили. Тем самым изрядно оскорбив. Надеюсь, без злого умысла…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern