«Не машинистка, а машинист» — женщина из Эстонии, которая приручала паровозы
Екатерина ГОРОЖАНКИНА в середине XX века стала первой женщиной-машинистом железных дорог Эстонии. О её пути к "неженской профессии" для портала Tribuna.ee рассказал член правления Союза железнодорожников Эстонии Николай Маслов.
Надежда Роганова (дочь первой женщины-машиниста):
— Когда меня спрашивали, кем работает твоя мама, я с гордостью говорила: «Машинистом!»
— Печатает на машинке?
— Нет. Она машинист паровоза и тепловоза.
Да, моя мама Екатерина — первая женщина в Эстонии, получившая права на управление паровозом и тепловозом.
Ещё ребёнком она бегала на холм смотреть, как из-за горизонта сначала появляется чёрный дымок, а потом превращается в большую могучую машину. С годами мечта становилась реальностью.
Она, девчонка из рабочей семьи, окончив среднюю школу, пошла работать в депо слесарем, но эта работа её мало интересовала.
В конце 30-х годов прошлого века первая в СССР женщина-машинист Зинаида Троицкая обратилась к работницам железнодорожного транспорта с призывом «Женщина — на паровоз!», так как на железных дорогах в то время резко выросли объёмы перевозок и остро ощущалась нехватка работников ведущих профессий. На призыв откликнулись железнодорожницы всех сетей.
Не осталась в стороне и Екатерина. В 1938 году она тоже решила «обуздать железного коня» и поступила на курсы помощника машиниста. К этому моменту девушка уже знала устройство паровоза как свои пять пальцев и после успешного окончания курсов пошла работать в депо по профессии.
Летом 1939 года Екатерина Быстрова отправилась в Ленинград и поступила на учёбу в Ленинградский Дорожный Дом технической учёбы им. Сталина, Октябрьской железной дороги. Она была зачислена в первую женскую группу паровозных машинистов, которую успешно закончила в марте 1940 года.
Будучи молодым специалистом и имея необычную для женщин профессию, Екатерина стала работать поездным машинистом в паровозном депо Пскова.
Она полюбила паровозы, как можно полюбить только живое существо. Да они и были для неё живыми существами со своими характерами — то своенравными, то послушными.
К каждому паровозу надо было найти особый подход.
Катя знала в них каждую деталь и могла по звуку определить, что у паровоза «болит».
Затем Екатерина Быстрова оказалась в Прибалтике.
В 1944 году стала работать машинистом в паровозном депо на ст. Рига-Пассажирская.
В 1945 году Екатерина перешла работать в паровозное депо Чиекуркалнс, а в 1946 году её откомандировали в распоряжение Эстонской железной дороги.
В Эстонии её назначили дежурным помощником начальника локомотивного отдела службы тяги при управлении Эстонской железной дороги.
В 1949 году Екатерина Быстрова выходит замуж и становится Горожанкиной.
Работа в управлении дороги казалась Екатерине скучноватой, ей хотелось быть ближе к технике.
В 1951 году она перебирается работать в паровозное депо резерва Таллинн-Балти, где трудится в должности поездного машиниста, став по сути первой женщиной-машинистом уже на железных дорогах Эстонии.
Её муж — тоже машинист.
Получив большой опыт работы, Горожанкина становится дежурным по депо.
Вот как описывает журналист газеты «Молодёжь Эстонии» её обычный рабочий день: «… заболел машинист, и об этом узнали в последнюю минуту. …
Екатерина Горожанкина принимает решение — самой вести поезд. На ст. Юлемисте передаёт маршрут другому машинисту, а сама вернулась в депо. Смена продолжается. Обычная смена».
Да, в то время она сама постоянно производила манёвры — это и перегнать паровоз с одного пути на другой, и поставить в ремонтное стойло, и подготовить паровоз к маршруту.
Со временем на смену паровозам пришли тепловозы.
В 1964 году Катю зачислили курсантом группы машинистов тепловозов в Таллиннскую школу машинистов. Нужно было осваивать новую технику.
Надежда Роганова (дочь первой женщины-машиниста):
— Я хорошо помню, как мама сидела за книгами, как чертила чертежи, как с двумя детьми и другими студентами поехала на практику в депо Ртищево Саратовской области.
Поскольку я родилась в семье железнодорожников, то, когда пришло время выбрать профессию, я без колебаний пошла по стопам родителей — стала железнодорожником тоже!
Для первой женщины-машиниста железных дорог Эстонии Екатерины Горожанкиной железная дорога стала её жизнью.
Даже уйдя на пенсию, она вновь вернулась к паровозу, теперь уже в должности помощника паровоза. Того самого паровоза, который, отбегав своё, стоял при электродепо Пяэскюла (ныне предприятие Elron), снабжая предприятие горячей водой и обогревал помещения, пока не построили котельную.
Материал подготовлен при поддержке фонда «Русский мир»
Читайте по теме:
Эстонская железная дорога — век XIX: от Нарвы до узкоколейки в Аллику
Поехали! Как узкоколейная дорога Эстонии переживает коронавирусный кризис
Комментарии закрыты.