Ингерман: Так кто же такой русофоб?
Свою версию того, что означает понятие "русофоб", в ответ на статью этнолога и антрополога Аймара Вентселя выдвигает автор портала Tribuna.ee, публицист Эйно ИНГЕРМАН.
Есть в точке зрения Аймара Вентселя зерно истины, даже глыба. Определение «русофоб» раздаётся налево и направо. Этот ярлык человек может получить за любое критическое высказывание в адрес России, российского руководства или политики этого государства. В этом Вентсель прав.
Но вот в остальном… Как мог учёный человек наворотить подобные торосы искажённого смысла?
Начнём с термина «русофобия». В узком, изначальном смысле — это страх перед Россией. Он существует в «западном» мире и в Эстонии? Вопрос риторический.
В широком, общем смысле — неприязненное, предвзятое, подозрительное, враждебное отношение к России, русскому народу, русскому языку, русским. Для этого не надо иметь всё вместе, хотя и происходит перенос. А подобное встречается на «Западе» и в Эстонии? Снова риторически вопрошаю.
На мой взгляд, утверждение Вентселя, что «русофобия сама по себе должна означать ненависть, отрицательное отношение к этническим русским, их языку и культуре», — ложное.
Человек, например, Вентсель, вполне может не испытывать ненависти к русской культуре и русскому языку, но при этом предвзято относиться к России, в этом случае он совершенно точно будет стоять на грани русофобии, а может и пересечь эту грань.
Цитата. «Обвинение в „русофобии“ служит одновременно нескольким целям. Во-первых, оно делает мир прекрасно чёрно-белым, создает дихотомию „мы-они“. Человек, окрещённый русофобом, навсегда теряет человечность».
Разделение на мы-они происходит — факт. При этом речи о дегуманизации не идёт — бред. Не тот случай. Человека можно считать врагом, но совсем не обязательно лишать его «человечности навсегда». Не стоит забывать, что чёрно-белое восприятие мира навязывается не только теми, кто лепит ярлык русофоба на оппонента, но и теми, что лепит ярлык пророссийского или прокремлёвского на тех, кто позволяет себе высказывать иную от «западного» мейнстрима точку зрения.
«Во-вторых, это узаконивает политику России в глазах масс. С русофобами нужно бороться».
Какую политику? Тема не раскрыта. В каких-то сферах — да, в значительной степени. Но не политику России вообще.
«В-третьих, это помогает вертикали власти и лидерам общественного мнения „нижних этажей“ социума всё упорядочить в головах своих последователей. Взять хотя бы к примеру тот же конфликт на тему сыра. В России с сыром всё в порядке!»
Этот пассаж мне напоминает сову, натянутую на глобус Эстонии, при этом «пробитую» поносом.
Про спор Вентселя с коллегой по поводу Крыма судить не могу, позиция и аргументация Аймара в данном случае мне неизвестна. Замечу только: можно не соглашаться с действиями России, осуждать, не признавать, много чего можно «не». При этом любая попытка объяснить, понять, если она выходит за рамки сентенций об имперской экспансии и людоедстве Путина, значительно смягчает оценки. Это данность.
Вот сырную тему автор раскрыл вполне. Подобный аргумент — «А я написал, что в России даже сыр не умеют делать, что уж тут про вакцину говорить» — может прозвучать из уст дурака, невежды или русофоба.
Убийственное обобщение. Я вполне допускаю, что в массе своей качество российских сыров, особенно дешёвых, оставляет желать лучшего. При этом я знаю, что в этой громадной стране появились производители, выпускающие не просто достойные, но отличные сыры. Речь идёт о крупных производителях, но при этом ещё существует множество крафтовых или небольших сыроварен. Появился спрос и условия — научились/учатся делать.
Ну, и к вакцине. Если бы речь шла исключительно о массовом производстве, то да, могли быть сомнения в том, способны ли российские производители выпускать десятки миллионы доз без колебаний качества. Это должны решать надзорные органы. Но в способности российских учёных «сделать», то есть разработать вакцину (школа и наработки были и есть), сомневаться может, повторюсь, дурак, невежда или русофоб.
Люди из высокотехнологического сектора говорят: если хотите получить уникальный продукт — поручите это русским (они так почти весь пост-СССР называют), а вот если надо что-то для конвейера — китайцам. Разработка вакцин — это штучная работа. Их массовое производство — вопрос организации и контроля качества. Второго без первого не бывает.
До тех пор, пока Россия добровольно соглашалась на такое место в международном разделении труда — пусть хорошие сыры производят другие, а мы купим, пусть лекарства и вакцины производят иностранцы, у нас есть деньги, чтобы импортировать, — была и соответственная ситуация с производством. Когда приоритеты вынужденно поменялись, то и ситуация достаточно быстро стала меняться. Всё благополучно? Нет. Но далеко не так плохо, как видится Вентселям.
Так кто вы, господин Аймар Вентсель?
Польщу вам: не думаю, что вы дурак или невежда. Остаётся русофоб, хотя не могу исключить и комбинации этих признаков.
Открою страшную тайну. Предприятия в России создают, открывают сыроварни, частные, далеко не обязательно принадлежащие «повару путина» или Роттенбергам.
Вакцины разрабатывают учёные, у которых в базисе школа, а не работники администрации президента РФ.
Не самый лучший инвестиционный климат может замедлять развитие России, но он не останавливает его, а государственное финансирование и протекционизм, пусть они и не считаются эффективными у рыночных фундаменталистов, значительно демпфируют последствия ущербности экономической модели.
Вы, через губу, презрительно, неприязненно, предвзято, несёте ахинею. Может, вы и не понимаете, что тем самым вы поносите не российское руководство и систему, вы поносите страну под названием Россия, вы поносите её народ, состоящий из русских и ещё 100+ этносов. Вы заявили, что эта нация (не в этническом смысле) не способна научиться делать сыр и вакцины…
Вентсель, вы русофоб, как бы вы ни кокетничали! И правильно вас классифицировал тот модератор. На вас ещё есть где ставить клеймо, ибо нет оснований предполагать, что вы ненавидите всё русское по определению, включая русскую культуру, русский язык. Вы банально подсознательно переносите своё неприятие российской власти, ощущение внешней угрозы на народ России, а это русофобия.
Для Эстонии сегодня не являются проблемой «кремлёвские нарративы» и то, кого там называют русофобом. Нашей громадной проблемой является реальная русофобия нашего политического, правящего сословия и промытые русофобией мозги изрядной части населения. Вот она проблема, особенно в условиях тектонических изменений. Русофобия и раньше не слишком хорошо оплачивалась, а в будущем может получиться так, что за неё придётся доплачивать. Может, этим озаботитесь? Актуальненько!
Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.
Читайте по теме:
Комментарии закрыты.