Вячеслав Иванов: Москва — город прифронтовой…

Война в Украине естественным образом переходит в стадию перманентного конфликта. Хотя с точки зрения психически нормального человека ничего естественного здесь нет. Но где же сегодня найти столько (и настолько) психически нормальных, чтобы они смогли прекратить эту бойню?

1 157

Стала ли некоей вехой, отделяющей затянувшийся конфликт от перманентного, атака двух дронов-камикадзе, прорвавшихся 3 мая на Красную площадь и взорвавшихся (или взорванных?) над куполом Сенатского дворца — резиденции Путина в самом сердце российской столицы? Пожалуй, можно считать и так, хотя в последнее время российские и мировые СМИ периодически публикуют сообщения о подобных атаках или диверсиях иной формы, которые происходят на железнодорожных и других стратегически важных объектах, расположенных на территории России в нескольких десятках или даже сотнях километров от украинско-российской границы.

Отличие и тем самым особая символичность ночного «фейерверка» над Кремлём 3 мая заключаются не только в том, что это ближайшее к нам во временнóм измерении событие, но также и в том, что на этот раз нападение, увенчавшееся успехом, совершено на самый охраняемый сегодня в России объект. Во-первых, повторимся, — в качестве резиденции главы государства, а во-вторых, — учитывая тот факт, что с конца апреля Красная площадь целиком находится на особом режиме в связи с подготовкой к военному параду 9 мая.

Главный бенефициар

За часы, прошедшие с момента атаки, на различных медиаканалах высказаны едва ли не сотни всевозможных версий: кто, как и с какой целью совершил эту акцию. Среди них есть вполне логичные и достоверные, включающие, скажем, демонстрацию возможностей украинских ВВС или частей особого назначения; но встречаются и вполне экзотические.

Например, оценивающие данный факт как провокацию российских спецслужб с целью обрушить 9 мая «удар возмездия» по Киеву. Или, напротив, приучить россиян к мысли о том, что желанная победа над Украиной не так близка, как это предполагалось. Собственно, особой экзотики здесь нет, поскольку от нынешнего российского президента можно ждать чего угодно. Просто при наличии подобных замыслов Путину нет нужды искать, а тем более — изобретать какие-то особые поводы или новые теории заговора: он может себе позволить всё что угодно, не утруждаясь какими бы то ни было дополнительными аргументами. «Я так решил», — и всё! Жизнь убеждает: сегодня прокатит любая его мотивация усиления агрессии.

Самое смешное, что в сложившейся ситуации нет надобности искать ответ на главный вопрос всякого детектива и/или боевика «кому это выгодно?». При любом раскладе любое развитие событий безоговорочно выгодно только одному человеку — Владимиру Путину.

Не будем забредать чрезмерно глубоко в дебри истории, ограничимся последними без малого 450 днями, то есть периодом специальной военной операции.

Не маленькая и не победоносная, но…

За истекший с её начала год (до 1 января 2023-го) экономика России претерпела изрядную ампутацию: ВВП России, по паритету покупательной способности (ППС) рубля в ценах 2018 года на душу населения, в 2022 году понизился, по сравнению с 2021-м, на $129 млрд. И это было ещё не прямым последствием военных действий, поскольку статистика в подобных подсчётах отражает итоги даже не одного, а нескольких предыдущих лет.

То есть экономическая ситуация требовала какого-то срочного вмешательства. Чтобы предпринять реальные действия, не было уже ни времени, ни ресурсов, да и ни особого желания. А когда экономика в паршивом состоянии, лучше всего затеять войну, чтобы сразу всем заткнуть глотки. В 2008 году тогдашний «местоблюститель» президент Дмитрий Медведев таким манёвром, под кодовым названием «Принуждение к миру», добившись успеха на Северном Кавказе, сумел в какой-то мере смягчить и последствия экономического кризиса для России. Точнее — отвлечь внимание населения от особенно острых его последствий.

Теперь снова была необходима «маленькая победоносная война». Дата 24 февраля была задумана (в числе прочих стратегических целей) как эффектная иллюстрация триумфального продолжения Дня защитника отечества: мощный марш-бросок на Киев — что-то вроде «Приштинского прорыва» в июне 1999 года.

Прорыва не получилось. Не получилось ни маленькой, ни победоносной войны. Война получилась длительной и изнурительной, к тому же потребовавшей человеческих жертв, от защитников отечества в том числе…

Как ни парадоксально, но всё это оказалось на руку лидеру российской нации. Он сумел так повернуть ситуацию, что поражения на фронте (гибель крейсера «Москва», отступление из-под Киева и Чернигова, сдача Бучи с последующими разоблачениями военных преступлений российской армии на освобождённых территориях и др.) обернулись сплочением нации вокруг своего лидера…

Больше «горячих точек», больше влияния

Одной из стратегических целей СВО в Украине было отодвинуть от России границы НАТО. Реальным результатом стало вступление в Альянс доселе традиционно, почти фанатически нейтральных Финляндии и Швеции. Граница с Североатлантическим союзом удлинилась, считая и морскую, почти на полторы тысячи километров. И опять — тот же эффект: ещё бóльший взлёт патриотизма, ещё бóльшая сплочённость вокруг вождя — перед лицом нарастающей угрозы внешней агрессии со стороны вечно враждебного окружения…

Бросается в глаза сходство с описанным братьями Стругацкими в книге «Трудно быть богом» доном Рэбой: «Он никто. Он ниоткуда. …Шёпотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба — совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш…Что он ни задумывал, все проваливалось. …Он объявил войну Ирукану [Украине], сам повёл армию к границе, потопил её в болотах и растерял в лесах, бросил всё на произвол судьбы и сбежал обратно в Арканар. …Он снял с правительственных постов родовую аристократию и немногих учёных, окончательно развалил экономику, написал трактат „О скотской сущности земледельца“ [читай «Об историческом единстве русских и украинцев»] и, наконец, год назад организовал „охранную гвардию“…».

Тот факт, что уже достаточно длительный период война в Украине не является первополосной темой в СМИ и превратилась в рутинную обыденность, тоже выгоден для Путина. Куда ни кинь… Удалась бы ему «маленькая победоносная» — он был бы на коне. Не удалась — он на нём же. Была СВО сенсацией — Путин царил в медиапространстве, пугая всех и вся возможностью применения тактического ядерного оружия. Перестала быть таковой — и прекрасно, меньше шума, больше простора для манёвра…

Следующим этапом вполне может стать переход в режим «постоянно действующего военного конфликта». По примеру Ольстера, Восточного Иерусалима, Западного берега реки Иордан и ряда других непрерывно кровоточащих «горячих точек» планеты…

Вероятность такого варианта хотя и не очень велика, нулевой не является. То есть в какой-то момент военного противостояния, когда ресурсы сторон окажутся на грани истощения, не исключено, что участники конфликта и их спонсоры окажутся просто вынужденными прийти к хотя бы временному соглашению по — как один из вариантов — совместному управлению какими-то территориями. Допустим — нынешними Донецкой и Луганской областями.

А что значит в нынешней обстановке «совместное управление»? Кто при этом сможет воспрепятствовать, скажем, тому же Путину прибегнуть к (хотя бы косвенному) «посредническому» содействию Китая, который спит и видит, как бы ему расширить сферу своих интересов…

Между прочим, к району конфликта географически ближе находится Индия, которая на днях превзошла Китай по численности народонаселения. И тоже с динамично развивающейся экономикой, и тоже желающая стать более влиятельной державой в мировом масштабе.

…На наших глазах создаётся новая архитектура политического мироустройства, принципиальным образом отличающаяся от той, что сложилась после Второй мировой войны. Пока совершенно непонятно — в лучшую сторону или в худшую. Ясно только, что это другая архитектура, другое мироустройство.

Какое место в этом новом порядке займёт Эстония? Хороший вопрос…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Читайте по теме:

Хаависто: Развязанная Россией война в Украине может длиться годами, эскалация маловероятна

Юферева-Скуратовски: Это не война России и Украины, а война России со всем демократическим миром

Цингиссер: П(р)о что война?

Комментарии закрыты.

Glastrennwände
blumen verschicken Blumenversand
blumen verschicken Blumenversand
Reinigungsservice Reinigungsservice Berlin
küchenrenovierung küchenfronten renovieren küchenfront erneuern