Игорь Круглов: Трагедия Йоханнеса Вареса — поэта, ставшего политиком
История знает немало случаев, когда политиками и даже знаменитыми государственными деятелями становились творческие люди — писатели, поэты, художники, артисты. В каких-то случаях их «творческая жилка» органично переплеталась с политической карьерой, в других — существовала и проявлялась автономно. Как то было, например, с Черчиллем, который анонимно продавал свои картины и радовался, как ребёнок, когда за них платили по 15-20 фунтов стерлингов.
Причём сия «жилка» далеко не всегда способствовала укреплению нравственности в политике. «Гении и злодейства» в этом смысле весьма часто совмещались. Взять хотя бы художника Гитлера, поэта Сталина и ряд других деятелей, от глубокой древности до наших дней.
Замечательный актёр, бывший в одно время министром культуры Украины, народный артист СССР Богдан Ступка утверждал, что творческие личности не должны заниматься политикой, чтобы не провоцировать раскол в обществе. Говоря о том, что политическая ситуация часто ставит вопрос «С кем вы, мастера культуры?», мэтр подчёркивал: «Когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник — ничего хорошего не получается». Очевидно, имея в виду, что творческий человек в силу своей эмоциональности может наломать на политическом поприще очень много дров.
Однако иногда случается так, что мастерам культуры просто некуда деваться и приходится поднимать брошенный жребий. Так было с писателем Вацлавом Гавелом, которого единогласно избрали президентом Чехословакии и соратники, и противники, чтобы уберечь страну от потрясений. Так было и с героем нашего сегодняшнего повествования, очевидно, получившим «предложение, от которого нельзя отказаться».
Речь идёт о первом главе советского эстонского правительства и председателе президиума Верховного Совета ЭССР (1940–1946) Йоханнесе Варесе, который одновременно являлся поэтом, заслуженным писателем республики, выпустившим 12 поэтических сборников, и врачом.
Как получилось, что именно его кремлёвские кураторы выбрали в качестве своего ставленника, можно лишь догадываться. Вероятнее всего, это произошло потому, что, с одной стороны, он уже был известным в республике человеком, и Сталин, с целью убаюкивания общественности, предпочёл его кандидатуру кандидатуре какого-нибудь жёсткого политика или военного. Тем более что Варес, будучи радикал-социалистом, с большой симпатией относился к СССР, дважды — в 1928 и 1935 годах — приезжал туда и напечатал в прессе хвалебную статью о «первой в мире стране победившего социализма». В этом смысле он был схож с другими европейскими литераторами (например, Анри Барбюсом, Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом), которые тоже отзывались об СССР и лично об усатом вожде в самых восторженных тонах.
Предыстория восхождения Вареса на высшие посты государственной власти такова. Вскоре после начала Второй мировой войны СССР и Эстония заключили пакт о взаимопомощи, ратифицированный эстонским парламентом 4 октября 1939 года. На этом основании в республику был введён советский воинский контингент в количестве 25 000 человек. 16 июня 1940 года глава Совета министров СССР Вячеслав Молотов передал ультимативную ноту эстонскому послу, требуя замены кабинета и допуска дополнительных воинских формирований. Через день ультиматум был выполнен, и к власти пришло просоветское правительство во главе с Йоханнесом Варесом. На 14 июля были назначены внеочередные выборы в Рийгикогу. В них приняли участие 591 030 человек, или 80% от имевших право голоса. Историки, критикующие присоединение Эстонии к СССР, единогласно заявляют, что к выборам были допущены только коммунисты и «определённая часть населения» и что голосование сопровождалось запугиванием избирателей и подделкой результатов.
Как бы то ни было, 21 июля парламент решил установить в стране советскую власть и образовать Эстонскую Советскую Социалистическую Республику. Он принял по этому поводу декларацию и обратился с соответствующей просьбой к Верховному совету СССР.
Вот как фрагментарно выглядит упомянутая декларация:
«На протяжении многих лет эстонский народ страдал под тяжким гнётом реакционного режима, который завёл страну в тупик в области как внутренней, так и внешней политики. Безработица, голод и нужда, национальное неравенство были единственным уделом трудящихся города и деревни… Враждебной и гибельной для эстонского народа была внешняя политика старых эстонских правительств… только Советская власть является подлинным выразителем и защитником интересов трудящихся, является действительно народной властью, при которой страной управляет сам народ, без помещиков и капиталистов… Да здравствует Эстонская Советская Социалистическая Республика!»
Президент республики Константин Пятс подал прошение об отставке со своего поста, и его полномочия перешли к премьер-министру (после чего Пятса депортировали в Башкирию). 6 августа 1940 года ВС СССР утвердил постановление о принятии Эстонии в Советский Союз.
(Здесь следует отметить, что западные государства не признавали этого акта несколько десятилетий. Лишь в 1975 году, согласно недавно подписанному Хельсинкскому соглашению, страны — члены ОБСЕ официально признали границы СССР, в состав которого входила тогда и Эстония, по состоянию на 1945 год.)
Так писатель и поэт Йоханнес Варес и оказался на политическом Олимпе, что в итоге фактически стоило ему жизни.
Он родился 12 января 1890 года в Хеймтали, близ Вильянди. По окончании гимназии в Пярну учился на медицинском факультете в Киевском императорском университете святого Владимира (1910–1914). В годы Первой мировой войны служил военным доктором, награждён четырьмя орденами.
Во время Освободительной войны в Эстонии 1918–1920 годов сражался на стороне Временного правительства, возглавляемого К. Пятсом (тем самым будущим президентом, который впоследствии будет фактически сброшен им с поста). За заслуги в этой кампании Вареса наградили Крестом Свободы, однако радикал-социалист отказался его принять… Затем он трудился 10 лет врачом страховой кассы в Пярну.
Литературную деятельность начал в конце 1910-х — начале 1920-х, работая под псевдонимом Йоханнес Барбарус («Варвар»). Тогда же вступил в скандальную литературную группу «Сиуру», основанную писателем Августом Гайлитом. В неё входили такие известные авторы, как Пеэт Арен, Марие Ундер, Хенрик Виснапуу, Фридеберт Туглас. Группа находилась под сильным воздействием модных течений импрессионизма и футуризма и отвергала патриотизм и национализм как «внехудожественные понятия». Скандалы вокруг неё возникали, главным образом, в связи с «эротическими» и прочими эпатажами…
Среди его поэтических сборников тех лет — «Фата Моргана» (1918), «Треугольник» (1921), «Мультиплицированный человек» (1924), «Средоточье огня» (1934), «Через порог» (1939). После разгрома гитлеровской Германии вышли книжки «На фронтовых дорогах» (1944) и «Шаг за шагом к Победе» (1945).
В 1940-м Й. Варес-Барбарус стал членом ЦК Компартии Эстонии, в 1941-м— депутатом Верховного совета СССР. Во время немецкой оккупации республики, в 1941–1944 годах, находился в эвакуации, где принимал активное участие в формировании эстонских национальных частей Красной армии. После освобождения Эстонии от немецко-фашистских захватчиков вернулся на родину. Некоторые источники утверждают, что там он попал под следствие НКВД за его участие в давней войне за независимость. Это следствие вроде бы никакими явными репрессиями против него не закончилось. Или всё-таки репрессия была — в виде тайного убийства? Ведь ряд историков считает, что Сталину уже надоел глава парламента с «хвостом» в виде участия в борьбе за первую республику и понадобился новый, полностью вышколенный советским режимом функционер с «чистой» биографией. О том, что Варесу угрожали арестом некие «приезжие из Москвы», если он не согласится на их требования, рассказывал его адъютант, якобы подслушавший разговор у дверей кабинета своего шефа.
Как бы то ни было, но 29 ноября 1946 года глава Верховного совета Эстонской ССР Йоханнес Варес был найден мёртвым в своей резиденции во дворце Кадриорг. Судя по его предсмертной записке, причинами для самоубийства стали плохое состояние здоровья и боязнь психического заболевания. Однако исследователи до сих пор дискутируют о том, было это самоубийством или всё-таки убийством, ловко подстроенным спецслужбами (в официальном сообщении вообще говорилось о смерти от тяжёлой болезни).
Как заявил в 2006 году в интервью газете SL Õhtuleht бывший сотрудник охраны дворца Александер Клаус, нашедший в ванной мертвое тело председателя, Варес-Барбарус сам застрелился из пистолета. А вот историк Владимир Пооль (экс-замначальника эстонского КГБ) считает, что есть все основания полагать, что писателя-политика убили, хотя ни к какому конкретному выводу не приходит по причине пропажи улик. Вот что он писал по данному поводу в издании Rus.Postimees.ee:
«Когда в 1940 году Жданову нужно было сколотить новое правительство Эстонии, на мандатной стороне кандидатов зацикливались не очень, но на шестом году советской власти на пост председателя ПВС требовался человек с более чистой — революционной — биографией и не слишком озабоченный изданием своих «незрелых» виршей… Варес-мавр сделал своё дело…»
Но самоубийством (или убийством?) Вареса смертельная драма в его семье не закончилась. 3 марта 1947 года его жена Эмилия также покончила с собой, приняв яд. А через некоторое время были обнаружены повесившимися у себя дома её брат и сестра. Повесился также старший лейтенант Министерства государственной безопасности, расследовавший обстоятельства этой страшной трагедии…
Читайте по теме:
Игорь Круглов: Создатель суперматериала из Эстонии Йоханнес Хинт и его трагическая судьба
Комментарии закрыты.