Чаплыгин: Ида-Вирумаа нужен не спецпредставитель, а равное отношение

Правительство не отказалось от намерения назначить специального представителя в Ида-Вирумаа. При этом общественности до сих пор не известно, чем будет заниматься новое должностное лицо. В регионе шутят: наверное, он будет делать из нас эстонцев.

Действительно, не очень понятно, почему спецпредставитель правительства потребовался именно в Ида-Вирумаа. Если речь идёт об укреплении вертикали власти, то в Эстонии есть и другие регионы, которые чувствуют себя не менее оторванными от центра, чем та же Нарва, и переживают не меньшие экономические и социальные проблемы.

Достаточно съездить в Южную Эстонию, чтобы увидеть, как целый регион буквально вымирает из-за массовой безработицы и беспробудного пьянства. Работа если и есть, то только за минимальную зарплату, и многие предпочитают правдами и неправдами оформить себе какую-нибудь инвалидность, чтобы не пахать по 12 часов за 700 евро в месяц.

Это проблема всей Эстонии, что нормальную работу за приличную зарплату можно найти только в Таллинне и окрестностях столицы, а остальная страна превращается в развалины когда-то благополучных городков и деревень. Нормальной работы нет, перспектив нет, полноценной жизни тоже не наблюдается.

Так почему же спецпредставитель правительства нужен именно в Ида-Вирумаа? Об этом открыто не говорят, но складывается ощущение, что дело здесь в национальном составе региона. Это же в Нарве местные жители продолжают нести цветы на место, где когда-то стоял танк, убранный силовым решением правительства. И это, считают на Тоомпеа, опасно.

Возможно, главной задачей спецпредставителя и будет изменение менталитета местных жителей с тем, чтобы они почувствовали большую вовлечённость в происходящие в Эстонии процессы. Для начала — хотя бы переключив телевизоры с российских программ на ETV+. Не зря же Кая Каллас всё время упоминает об общем информационном пространстве.

Мне, жителю столицы, трудно почувствовать себя в шкуре нарвитянина или жителя Силламяэ. Но мне почему-то кажется, что еженедельное лицезрение пресс-конференций правительства вряд ли добавит местным жителям уважения к центральной власти. И дело не только в том, что Каллас периодически несёт откровенную чушь.

Основная проблема в том, что регион, десятилетиями обеспечивающий всю страну дешёвой электроэнергией, не ощущает благодарности за этот нелёгкий труд. Налоги от электричества и сланца оседают где-то в столице, а Ида-Вирумаа приходится довольствоваться объедками с барского стола.

Жители Ида-Вирумаа ощущают эту несправедливость. И именно здесь, а не в военных памятниках или названиях улиц, кроется пропасть между регионом и остальной Эстонией. Нарвитяне хотят на равных участвовать в разделе государственного пирога, а не зависеть от доброй воли очередной Каи Каллас. Нарва хочет и имеет право жить не хуже Таллинна.

Поверьте, национальный вопрос здесь ни при чём. Те же самые чувства испытывают и жители Южной Эстонии, благополучие которых стало жертвой несправедливой экономической политики центра. Правила у нас устанавливают на Тоомпеа, и эти правила не учитывают интересов глубинки.

Для того, чтобы изменить ситуацию, не нужен спецпредставитель правительства в Ида-Вирумаа или Валгамаа. Необходима справедливая региональная политика, которая позволит восстановить убитое в регионах производство и обеспечить местных жителей нормальной работой с достойной человека зарплатой.

Но легче, конечно, прислать надзирателя, который будет следить за образом мыслей местного населения, объясняя им, что жить в Европе — не право, а привилегия. И что они, дураки, просто не понимают своего счастья. Так действительно легче. Вопрос только в том, что люди у нас, чтобы там ни думали в правительстве, не дураки и прекрасно понимают разницу между красивыми словами и неприглядной действительностью.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

Ида-ВирумааНарваполитикаправительство ЭстониитопЭстония