Lähme за реку leiba покупать! или От провинциала слышу! — 3

О самобытном принаровском субэтносе с его необычным волапюком и скелетах в "урановом" Силламяэ пишет в заключительном очерке из серии материалов об эстонской провинции автор портала Tribuna.ee Вячеслав ИВАНОВ.

Не знаю, успела ли наша госпожа президент за тот срок, в течение которого она со своей канцелярией дислоцировалась в Нарве, проникнуться духом этого приграничного города в полной мере. Хотя, конечно, такая цель перед ней не стояла. Но вообще-то было бы невредно. И не только ей…

За последние два с половиной десятилетия мне довелось либо наблюдать в непосредственной близи, либо самому участвовать в нескольких парламентских избирательных кампаниях. К счастью, не в качестве кандидата!.. И каждый раз для меня буквально откровением было то, насколько живой и активный интерес проявляли к региону Ида-Вирумаа претендующие на депутатский мандат политики-эстонцы, независимо от их партийной принадлежности.

Со многими из них я беседовал, так сказать, в приватном порядке; выступления других видел из зала или с экрана телевизора, слышал по радио или читал в газетах. И практически всегда, за наиредчайшими исключениями, лейтмотив был один: этот регион незаслуженно обделён вниманием Центра, тогда как именно здесь кроются неоценимые — и до сих пор не оценённые! — ресурсы: природные, интеллектуальные, социально-экономические. И если вы выберете нас в свой парламент, то уж мы-то, наконец, наведём порядок, мы заставим власть по достоинству оценить важность Северо-Востока для всей страны!

Я даже не стану напоминать, ЧЕМ всегда заканчивались все эти «песни о главном». Что же касается возможных в перспективе позитивных перемен на «восточном направлении», которые самые отчаянные оптимисты связывают с прошлогодним всплеском интереса к здешним проблемам после того, как Нарва несколько недель побыла политической и культурной столицей Эстонии, то не хотелось бы сейчас особо на этом фокусироваться, дабы не сглазить…

Чужой среди чужих

Разговоры о каком-то «особом пути» развития той или иной страны, края или региона всегда вызывают настороженный вопрос: а разве у всех остальных стран, краёв и регионов пути абсолютно одинаковые? И, тем не менее, Ида-Вирумаа, действительно, самой судьбой были определены особая роль и особое место в истории и в нынешнем дне бывшей Лифляндии — Эстляндии — ЭССР — Эстонской Республики. На территории от реки Нарвы (Наровы, как называют её здешние жители) до Азери на севере и Лохусуу — на берегу Чудского озера фактически образовался анклав со своим лица не общим выраженьем: это и не совсем Эстония, но и отнюдь не Россия. Впрочем, ещё в довоенные и даже в дореволюционные времена здесь сложился особый субэтнос: принаровские. У них даже язык был смешанный и потому для постороннего уха смешной. Типичный пример этого воляпюка: «Lähme за реку leiba купить!» (Lähme — «пойдём», leiba — «хлеба» на эст. яз. — Ред).

После войны Старая Нарва была сметена с лица земли, на её месте…

Впрочем, Бог с ней — с историей! При всех этих «привходящих» Нарва всё-таки была и осталась эстонским городом. Это бросалось в глаза даже в советские времена. По служебным делам мне тогда приходилось каждый год неоднократно бывать в городе на Неве. И всякий раз, возвращаясь в Эстонию, я не уставал поражаться той перемене, которая поджидала путешественника, переезжающего по Мосту Дружбы из Ивангорода в Нарву. И вроде бы архитектура примерно одинаковая — позднесоветский Корбюзье, и люди почти такие же — хотя бы по одёжке, а всё равно попадаешь «в заграницу», если судить по чистоте улиц, по аккуратности фасадов, по ухоженности газонов и сквериков, по количеству выбоин в асфальте и нанесённой на нём дорожной разметке. В конце концов — по выражению лиц прохожих…

Нарва. Фото Р.Денисова

 

За последние годы эта разница не просто усугубилась, она приняла, скорее всего, необратимый характер. И хотя у города по-прежнему куча нерешённых, а зачастую и почти безнадёжных, проблем, это никак не сказывается на его внешнем облике. Его улицы и зелёные насаждения по-прежнему ухожены, а люди, хоть и озабочены (а где они, скажите на милость, сегодня беззаботны), но не выглядят унылыми и угнетёнными.

И медицина в порядке

Особого внимания в сегодняшней ситуации заслуживает здешняя система здравоохранения. В силу ряда обстоятельств нашей семье довелось столкнуться с ней, как говорится, лицом к лицу, и, смею вас заверить, ЕЁ лицо оказалось весьма привлекательным.

Скажем, вызванная нами однажды скорая помощь, несмотря на отсутствие её базы в Усть-Нарве, прибыла в считанные минуты и срочно доставила пациента в Нарвскую больницу, полностью соответствуя своему назначению.

Похоже, в Нарве вообще не проблема (в отличие от того же Таллинна) попасть практически к любому врачу-специалисту. Во всяком случае, к тем, которые были нужны нам, мы попадали без всяких проволочек и даже без направления от семейного врача. В этом варианте, правда, визит платный, но сумма, в которую это обошлось, была вполне подъёмной, даже для пенсионеров.

При каждом посещении больницы или поликлиники, не так важно — на приём ли вы идёте или просто за справкой — вас встречает у входа бдительный «патруль», мимо которого не прошмыгнёшь: вас тщательно (и по сию пору!) обработают антисептиком, вручат вам маску и только после этого допустят к регистратуре, или куда там вам надо.

Каюсь, во мне всё это вызывало зависть: в Таллинне такое встретишь редко. Скажут: мол, в столице и народу побольше, на каждого «патрулей» не выставишь и средствами дезинфекции не напасёшься… Но, думаю, пропорционально численности населения условия примерно одинаковые. Так что дело не только в количестве страждущих.

«Храм Спаса на костях»?

Про Силламяэ за последние пару месяцев написано в республиканских СМИ едва ли не больше, чем за многие предыдущие годы. С тою ещё разницей, что раньше массмедиа, по крайней мере, издающиеся на эстонском языке, публиковали об этом славном городе материалы преимущественно с негативным оттенком. Дескать, Эстонией тут и не пахнет, сплошная пятая колонна. Советы здесь пошалили, создав на многострадальной эстонской земле закрытый город с невыносимо вредным для окружающей среды и для жизни человеческой вообще производством в виде «почтового ящика», где не то добывали, не то перерабатывали эту ужасную урановую руду, а оно нам было надо?!

Город Силламяэ. Фото: facebook.com/SillamaeLin

 

Когда, чаяниями бывшего премьер-министра Тийта Вяхи, к тому времени ставшего местным олигархом, в Силламяэ начали строить порт, снова возник вопрос, а нужны ли нам здесь морские ворота в республику? Во-первых, опять-таки радиоактивные отвалы используют здесь, чтобы сделать насыпь для строительства причалов, а тем самым море отравляется. А, во-вторых, уж очень близко от России — не захотят ли соседи здесь территорию как-то заполучить, чтобы свою военно-морскую базу создать?!

Долго, конечно, такие «сенсации» привлекать внимание не могли, так что со временем от Силламяэ, можно сказать, отстали. Но вот поспела новая сенсация — уже без кавычек. При производстве земляных работ для ремонта главной улицы города обнаружились… человеческие останки!

Раскопки на улице Кеск в Силламяэ. Фото: facebook.com/SillamaeLinn

 

Поначалу воспрянули, было, прежние страшилки: ГУЛАГ в Эстонии? Жертвы коммунистического террора?!

Но очень быстро выяснилось, что останкам этим — несколько сотен лет. И уже обнаружено более ста скелетов. Стало быть, на этом месте была не просто корчма Тор Брюгген, как повествуют летописи, а поселение или даже крепость на Пути из варяг в греки?

Чем и когда завершится эта эпопея, сегодня сказать затруднительно, как и то, получат ли горожане к зиме отремонтированную улицу Кеск. Может быть, здешние края обогатятся ещё одним историческим памятником, в дополнение к уже взятому под защиту государства архитектурному ансамблю сталинского барокко — аккурат неподалёку от разрытого могильника. Послужит ли это увеличению потока туристов и, тем самым, росту городского бюджета, а через него и благосостояния местного населения? Кто знает… Во всяком случае, сами здешние жители относятся ко всей этой шумихе с изрядной долей скепсиса.

Как сказала продавщица местного торгового центра, у которой мы спросили, испытывает ли она какие-то чувства по поводу такой ценной исторической находки в её городе: «Лучше бы они как следует проложили там канализацию и водопровод! А чужими костями нас не удивишь — были бы свои здоровы!»…

На этой оптимистичной ноте мы и закончим наши не шибко «путёвые заметки». Пока!

Первые два материала «провинциальной серии» читайте тут:

Иванов: Призрак курзала, или От провинциала слышу!

Мир — хижинам, бабло — дворцам! или От провинциала слышу! — 2

 

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

 

НарваСилламяэсоциумтопЭстония