Ингерман: Коронавирусу тоже «хочется жить»

События последнего месяца-двух заставляют задумываться о том, о чем раньше не приходилось, повода не было.

Для начала я узнал, что коронавирус сам по себе не убивает, что и логично для «живого существа», ему тоже «жить хочется», а жить он может исключительно в носителе, за его пределами век его недолог, мы говорим максимум о десятках часов. А убивает человека его собственный организм, чрезмерная, гиперреакция иммунной системы. Вирус угнездился в легких, туда бросается армия лейкоцитов или чего там еще, вызывая воспаление и в конечном итоге лишает человека возможности нормально дышать и обогащать кровь кислородом. Все, кирдык.

Это наверное, элементарные вещи, но я не знал этого.

Мне кажется этот процесс очень похож на реакцию «мировой экономики» на новый вирус, она готова убить саму себя чрезмерной гиперреакцией, извините за тавтологию. А роль макрофага тут выполняют государства и участники рынка.

Важнее другое. Человечество за последние пару сотен лет добилось громадных успехов в сохранении жизни той части популяции, которая раньше просто вымирала. Раньше естественный отбор работал, в условиях полной антисанитарии и постоянных пандемий различных заболеваний выживали «сильнейшие», они давали потомство и так далее. Сегодня выживают новорожденные с тяжелейшими патологиями, люди живут в среднем гораздо дольше, имея букеты самых разных хронических заболеваний. Это просто данность.

Мы, как общество, сделали такой выбор. В абсолютном большинстве случаев мы все согласны с этим выбором, достаточно вспомнить о своих близких.

Но ведь это предъявляет и особые требования к системе здравоохранения. Однако в ней с каждым годом становится все больше прагматизма: при ограниченных ресурсах кого мы будем спасать, одного ребенка или сотню, в условиях когда лечение одного и сотни стоит равных денег? Помимо этого вынужденного прагматизма все выше уровень коммерциализации в медицине, а тут уже вопрос прибылей, а не лечения и спасения людей. А если задуматься о принципах работы и прибылях фармацевтических гигантов, так вообще дух захватывает от их цинизма и беспринципности. Все честно, это бизнес, ничего личного.

Человеческая популяция «доплодилась» и «доразмножалась» до такого уровня, что она убивает все вокруг себя, отравляет воздух, истощает почву, вываливает в нее миллионы тонн ядов, каждый год исчезает громадное количество видов живых существ, около миллиона видов животных и растений оказались на грани вымирания. Отчасти это естественный процесс эволюции и естественного отбора, но роль человека в этом процессе чрезвычайно велика и постоянно растет. Это напоминает войну. С точки зрения Природы человечество становится главным ее врагом. На войне как на войне. Раз человечество решило сохранять в своих рядах множество уязвимых «слабых особей», раз оно стало глобальным и научилось перемещать сотни тысяч людей из одной точки земного шара в другую за считанные часы, то… грех этим не воспользоваться.

Извините за персонификацию природы и эту метафору, я к тому, что если какая-нибудь зараза выкосит половину или две трети человечества, в этом будет определенная Высшая Справедливость.

Вернемся к общественному договору. Очевидно, что нынешний кризис, во многом вызванный истерическим припадком власть предержащих и информационным характером современного мира, является уроком, из которого необходимо извлечь уроки. Во-первых, бюджеты, выделяемые на здравоохранение, должны быть значительно больше, система должна иметь избыточные «мощности» на случай кризисных ситуаций, здравоохранение надо максимально вычищать от бизнеса (если кто-то хочет себе надуть губы или отрезать/пришить пенис – ради бога, это может быть за деньги). Даже при нынешних бюджетах возможно многое сделать иначе, предотвращая тяжелые заболевания, в конечном итоге на лечение запущенных болезней уходит значительно больше денег. Уж не помню когда это было, наверное лет двадцать назад, я пришел к терапевту и сказал, что хочу пройти диспансеризацию. Врач очень долго не мог понять, что мне от него надо и что у меня болит, а раз ничего не болит, какого рожна я приперся, отвлекать и требовать померить давление и сделать флюорографию, спасибо хоть в дурку меня не отправил.

На поверхности лежат по крайне мере два источника увеличения финансирования здравоохранения: военные бюджеты и налогообложение сверхбогатой части общества. В одном случае особи со специфическим образом мышления меряются у кого «першинг ширше и длиньше», причем даже мировые карлики типа Эстонии вбухивают в военные бюджеты сотни миллионов денег. А в другом, очень своеобразные личности покупают за какие-то совершенно неадекватные деньги футбольные клубы и яхты размером с крейсер.

Климат меняется, скоро в Европе поселятся носители всяких экзотических вирусов и прочей гадости, к которым у европейцев иммунитета нет, так что надо начинать сегодня.

Хотя можно все и на самотек пустить или вообще устроить шабаш либертарианства. Минимум государства, минимум социальной солидарности. Если народ «за», пусть так и будет. Правда тогда и пенять можно будет исключительно на себя.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

здоровьесоциумтоп