Рафик Григорян: Язык и культура против мракобесия и социальной шизофрении

Интересная речь украинского кинорежиссёра белорусского происхождения Сергея Лозницы на Каннском фестивале, мысли которого о современных мракобесах, враждебно относящихся к русскому языку и культуре, во многом перекликаются с моими рассуждениями. К сожалению, сегодня такое явление имеет место во многих странах. Оно не встречает должного противодействия со стороны учёных, педагогов, людей творческих процессий и других деятелей культуры.

В ряде стран всё чаще и чаще появляются статьи псевдоучёных и политиков, требующих в принудительном плане ограничить изучение и использование русского языка в различных сферах жизни общества и государства. Некоторые умудряются найти прямую связь между русским языком и имперской позицией Путина, выводя сложившуюся систему политической власти России из характеристики русской культуры. Безусловно, любая власть проявляет себя посредством языка, но не следует путать власть языка с языком власти. Первое имеет отношение к культуре, в второе — политике. Носитель власти и носитель языка — далеко не тождественные понятия. Однако когда к публичной власти или деятельности допускаются лишь носители какого-то одного языка — то это уже политизация функции языка. Язык Пушкина, Лермонтова, Достоевского не имеет отношение к политике Путина. Точно так же, как как язык Гёте, Гейне, Шиллера — к политике Гитлера.

Прав Сергей Лозница, который пишет*: «Язык — одна из важнейших и основополагающих категорий культуры. В языке и при помощи языка формируется и выражается миропонимание человека. Требование запрета культуры равносильно требованию запрета языка. Требование столь же безнравственное, сколь и безумное».

Национализм, фанатизм, ограниченность и мракобесие — продукты тотальной политизации человеческих отношений и культуры в целом, вмешательство недалёких по уму людей во все сферы жизни. К сожалению, это имеет место быть в современном мире. Тотальная политизация есть процесс преобразования неполитических практик в политические. Сегодня уже политизируются социальные, экономические, культурные, языковые, правовые, административные, религиозные, нравственные, семейные, духовные и многие другие феномены. Политизируется не только настоящее, но и прошлое. История, наука, искусство, живопись, кино, литература, театр, даже символы всё больше и больше подчиняются политике. Профессиональные историки, артисты, певцы, художники, журналисты и многие другие творческие деятели попадают в зависимость от политики.

Власть имущие, путём присуждения различных культурных премий и наград, привлекают одних, стимулируя появление явно политизированных кинофильмов, и интернируют и репрессируют других, подавляя всякое инакомыслие.

Демократия перестаёт быть формой народовластия, а всё больше превращается в поле противостояния субъектов политизации и деполитизации.

*Речь Сергея Лозницы при вручении премии France Culture можно прочесть тут.

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

войнакультураполитикарусский языктоп