Вячеслав Иванов: ТАСС упал намочен

Решение Департамента защиты прав потребителей и технического надзора Эстонии (TTJA) обязать местные телекоммуникационные компании заблокировать на территории республики сайты российских телеканалов НТВ и РЕН ТВ, Первого канала, Пятого канала, петербургского канала «78», «Лента.ру» и информагентства ТАСС, по мнению автора портала Tribuna.ee Вячеслава ИВАНОВА, является оскорбительным как для журналистов, так и для других жителей республики.

Телеграфное агентство Советского Союза, аббревиатура названия которого приведена в заголовке, было официальным рупором государственных органов СССР. Все важнейшие решения внутреннего и международного значения, принимавшиеся на высшем уровне, доводились до сведения широкой аудитории через это «устройство». В 1984 году, аккурат накануне перестройки, на эту тему был даже снят фильм «ТАСС уполномочен заявить…».

В 1992 году само агентство переименовали в ИТАР-ТАСС: Информационное телеграфное агентство России плюс ТАСС — в качестве некоего бренда, уже давно известного в мире, наряду с такими гигантами, как Association Press (AP), Киодо Цусин, Синьхуа или Reuters. Однако в 2014 году (символично — год воссоединения Крыма с Россией) рупору было возвращено прежнее название. Без объяснений, но с явным намёком на новую генеральную линию партии и правительства, которую можно коротко сформулировать «Назад — в СССР!». И, в отличие от битловской композиции Back in The USSR, — на полном серьёзе. Что спустя восемь лет было уже открыто озвучено самим лидером государства…

Но право терять не собираюсь

Объясняя своё решение, руководство TTJA сообщает, что эти веб-сайты распространяют военную пропаганду, оправдывают и поддерживают совершение военных преступлений и разжигают ненависть. При этом особо оговаривается, что специалисты департамента продолжат отслеживание других СМИ России на предмет соответствия их публикаций действующим нормам. «Поэтому, — говорится в сообщении на портале ERR, — нельзя исключить, что под запретом окажутся и другие российские информагентства, в том числе и не менее популярный среди зарубежных журналистов «Интерфакс»».

Характерно, что до сих пор Эстонии удавалось каким-то почти мистическим образом оставаться в рамках здравого смысла и, в отличие от соседей по региону, избегнуть методов, которыми активно пользуются как раз к востоку от реки Наровы, то есть действовать исключительно запретом.

Роскомнадзор уже несколько лет тщательно пропалывает информационное поле России, занося в ряды «иностранных агентов» печатные, телевизионные и интернет-каналы, не проявляющие должной лояльности к политике Кремля и лично к его главному насельнику. А, занеся, тотчас же искореняет крамолу на корню.

Но вот и в Эстонии случилось нечто похожее. Сначала под запретом оказались российские телевизионные каналы, большинство из которых ни сном ни духом не причастны к разжиганию ненависти и оправданию войны в Украине. Теперь настал черёд новостных СМИ.

Тот факт, что многие из них являются в большей степени пропагандистскими, чем «чисто» информационными, сомнению не подлежит. Но они были таковыми всегда. Объяснять нынешние жёсткие запретительные меры военным положением некорректно, поскольку Эстония не находится в состоянии войны с Россией. А информационная война всегда была, есть и будет, но это не повод рубить коммуникационные каналы. Потому что в конечном счёте убыток-то несут при этом не те издания, которые запрещаются (им это вообще пофиг), а потребитель.

Причём убыток в буквальном, финансовом смысле. Человек заключал с определённым оператором договор о покупке определённого телепакета с определённым набором каналов. При этом главную роль играла не политическая составляющая, транслируемая теми или иными СМИ, а в первую очередь развлекательные программы и телесериалы, детективы и мыльные оперы. Теперь потребителю предлагается нечто совершенно ему незнакомое и не интересное.

Особенно это касается пенсионеров, которым буквально навязывается то, что им не нужно. Заметьте: за их же собственные деньги. И хотя в большинстве случаев речь идёт не об астрономических суммах, но для этой категории зрителей и десять, и даже пять евро лишними не бывают…

По сути, этими действиями эстонское государство демонстрирует своё неверие в способность собственных граждан отличить информацию от пропаганды, правду от лжи. Проще говоря, сомневается в умственных способностях большинства жителей страны. Как хотите, но для меня такая оценка моих интеллектуальных данных оскорбительна.

…Один из героев Грэма Грина, американец, живущий в одной из стран Юго-Восточной Азии, находится, как сейчас принято говорить, в нежных романтических отношениях с туземной девушкой. Они уже много лет живут как обычная семья, но он никак не соглашается жениться на ней. И на её вопрос, почему? — он отвечает: «Понимаешь, если я на тебе женюсь, то потеряю право стать президентом Соединённых Штатов».

— А ты действительно хочешь быть президентом США? — удивляется подруга.

— Нет, конечно. Но право такое терять тоже не намерен! — отвечает он…

Не лишайте меня удовольствия!

Сразу же после того, как были заблокированы телеканалы (ПБК, РТР, совершенно безобидные «Дом кино», ТВ Центр, и ряд других), издание Postimees, выходящее на русском языке, обратилось за комментарием по этому поводу к целому ряду известных русскоязычных журналистов, работающих в частных и общественно-правовых СМИ Эстонии. Из опрошенных (около десяти человек) ни один не нашёл сколько-нибудь весомых аргументов в пользу такого запрета.

Напротив, считают эти лидеры общественного мнения, всякое насильственное ограничение доступа к информации наносит, прежде всего, ущерб самому ограничивающему, в данном случае — эстонскому государству, вызывая лишнее раздражение, пусть не целого, но значительной части гражданского общества.

От себя могу добавить, что не исключена и массовая подача исков о возмещении финансового и морального ущерба со стороны потребителей против телеоператоров. И хотя сами суммы могут быть небольшими, но их количество, а главное — необходимость реагировать, то есть тратить время и отвлекать силы от профессиональной деятельности, — может изрядно затруднить компаниям их бизнес.

Что же касается блокирования новостных российских ресурсов, то, на мой взгляд, наиболее реалистичную и адекватную оценку этому шагу властей дал главный редактор службы новостей Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации ERR Анвар Самост в недавнем интервью радионовостям ERR.

Подчеркнув, что он не поддерживает идею ограничить в Эстонии доступ к ряду российских интернет-порталов, эксперт сформулировал свою позицию профессионально чётко: «Я надеюсь, что Департамент технического надзора подумает о своих решениях и пересмотрит их. Сейчас они выглядят необдуманными… Надеюсь, что департамент проконсультируется со специалистами по СМИ, экспертами права и передумает. Сейчас он встал на скользкую дорожку».

…Про себя могу сказать, что уже сам вид знаменитых кремлёвских пропагандистов, их надменно-снисходительно-презрительное отношение к оппонентам, их ухоженные и лоснящиеся от самодовольства физиономии всегда вызывали у меня физиологическое отторжение, а содержание и тональность ведущихся ими «дискуссий» — труднопреодолимый психологический ступор. Как будто я попал в сумасшедший дом, где все пациенты как минимум Наполеоны, а то даже и…

Но не будем будить лихо!

Поэтому, когда я, листая телеканалы, случайно набредал на их шоу, то испытывал особое удовольствие от возможности выключить ящик вообще. Не пролистать дальше, а именно выключить. Что и проделывал с огромной радостью.

Теперь меня этого удовольствия и радости лишили. Тем самым изрядно оскорбив. Надеюсь, без злого умысла…

Мнения из рубрики «Народный трибун» могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.

социумтелевидениетопцензураЭстония