Игорь Круглов: Эдуард Борнхёэ — пионер эстонской исторической литературы

Сегодня мы расскажем о человеке, который считается основателем исторического жанра в эстонской литературе. Его повести «Мститель» (1880), «Борьба Виллу» (1890) и «Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты» (1893) ничуть не уступают по своим литературным достоинствам произведениям Виктора Гюго, Генрика Сенкевича, Александра Дюма, Сержа и Анн Голон. А в чём-то даже превосходят их, потому что посвящены они были не четырём гулякам-мушкетёрам, как у Дюма, и не авантюристке Анжелике, как у Голон, а борьбе эстонцев за свои права с феодалами-захватчиками. Это не развлекательное псевдоисторическое чтиво, а серьёзная литература со всеми признаками достоверности. Конечно, она, будучи плодом авторского творчества, не лишена тенденции к мифологизации, поскольку всё-таки во многом является вымыслом, хоть и основана на реальных исторических событиях. Но вымысел вымыслу рознь. Одно дело, когда задача автора состоит в том, чтобы просто развлечь читателя, а другое — когда она направлена на рождение в его душе благородных чувств: патриотизма, любви к родине, мужества, самоотверженности и т. д.

Историческая проза, как известно, — это произведения, где действия происходят на фоне исторических событий и с участием реальных персонажей, живших в описываемые времена. Эти события чаще всего показываются глазами действующих лиц.

Без фантазий такое творчество, конечно, невозможно, но главное, чтобы эти фантазии не мифологизировали минувшее, а были такими, как в известной песне Булата Окуджавы «Я пишу исторический роман»:

В склянке тёмного стекла

Из-под импортного пива

Роза красная цвела

Гордо и неторопливо.

Исторический роман

Сочинял я понемногу,

Пробираясь, как в туман,

От пролога к эпилогу…

Были дали голубы,

Было вымысла в избытке

И из собственной судьбы

Я выдёргивал по нитке.

В путь героев провожал,

Наводил о прошлом справки

И поручиком в отставке

Сам себя воображал.

Вымысел не есть обман,

Замысел ещё не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка!

 

Мы не знаем, цвела ли у Эдуарда Борнхёэ гордо и неторопливо красная роза в склянке тёмного стекла, но то, что, создавая свои произведения, он «из собственной судьбы выдёргивал по нитке», сомнений не вызывает. В первую очередь это касается его внутреннего мира, авторской оценки описываемых событий, эмоций и реакций на них. Ну а, кроме того, он столько повидал разных мест на Земле и столько сменил профессий, что «ниток» для «пошива» своих произведений у него было более чем достаточно.

Он родился 17 (5) февраля 1862 года в имении Куллаару, близ Раквере, в семье мызного кладовщика. При рождении получил имя Эдуард Брунберг. В восемь лет поступил в начальную школу в Ревеле (ныне — Таллинн), где проучился два года, а затем перешёл в уездное училище, которое окончил в 1877 году. И в школе, и в училище проявлял недюжинные способности, особенно в словесности, музыке и рисовании. Позже, в 1888 году, уже будучи взрослым молодым человеком, он сдал экстерном гимназические экзамены и поступил на филологический факультет Юрьевского (Тартуского) университета, который, правда, не закончил из-за материальных проблем.

Эдуард Борнхёэ. Фото: Voldemar Thomsoni valguspiltide tööstus (AIS)

 

Писать начал очень рано и уже в 16 лет опубликовал приключенческую повесть «Разбойник и помещик». Правда, она была пока ещё эпигонской, имела много заимствований у других литераторов и реминисценций. (По примеру Борнхёэ рано начал писать и его двоюродный брат, Эдуард Вильде, ставший впоследствии тоже известным писателем.) Но уже следующая его повесть «Мститель», увидевшая свет в 1880 году, принесла ему популярность и впоследствии стала хрестоматийным произведением эстонской литературы. В ней он романтически изобразил народное восстание против иностранных феодалов, произошедшее в 1343 году в Юрьеву ночь. Очень ярким у Эдуарда получился образ вождя эстонских крестьян Мстителя (Тазуя). В нём соединились лучшие черты, каковые, по мнению автора, должны были иметь народные лидеры: благородство, смелость, честность, преданность своей борьбе и глубокая любовь к угнетаемой родине. У Мстителя был девиз «Отечество превыше всего!». Его главной целью являлось освобождение своего народа от поработителей. Ради неё он сражается и с внешним врагом, и с собственными противоречиями, подавляя личные чувства ради общенародных интересов. Патриотическая борьба показана в повести очень возвышенно и романтически, сюжет динамичный и захватывающий, поэтому неудивительно, что книга стала бестселлером.

Образ Тазуя сделался настолько популярным в народе, что спустя много лет, во время Великой Отечественной войны, в СССР его именем назвали целую эскадрилью самолётов, сражавшуюся с гитлеровцами, а в советском Эстонском стрелковом корпусе на примере Мстителя воспитывали боевой дух у солдат.

1944 год. Авиационная эскадрилья «Тазуя» за Нарвой. Фото: Rätsep, Artur (AIS)

 

Два следующих произведения Борнхёэ тоже были на историческую тему. Это «Борьба Виллу» (1890) и «Князь Габриэль, или Последние дни монастыря Святой Бригитты» (1893). По мотивам второй работы, изображавшей события Ливонской войны XVI века, в 1969 году режиссёр Григорий Кроманов снял кинокартину «Последняя реликвия».

В 1890-х, когда в эстонской литературе начал главенствовать реализм, писатель создаёт произведения, основанные на его жизненном опыте. А опыт у Борнхёэ был очень богатый.

Он побывал во множестве городов в Российской империи и за рубежом — в Польше, Германии, Палестине, Греции, Италии, Египте, Малой Азии и др. Сменил много профессий: работал чертёжником-землемером, учеником торговца, помощником преподавателя в гимназии, журналистом, карикатуристом, учителем, органистом в церковном хоре, переводчиком, архивариусом… Правда, нигде надолго не обосновывался, поскольку был очень любознательным и имел страсть к перемене мест и путешествиям. В одном из таких путешествий встретился с Львом Толстым, о чём потом написал мемуары.

Неудивительно, что все эти факты биографии, все эти «нитки судьбы» отразились и в его творчестве. Это, в частности, два сборника сатирических рассказов — «Таллиннские шуты и шутихи» (1892) и «Буки» (1903) — о буднях Ревеля (Таллинна) и его обитателях — чудаковатых мещанах, одержимых идефиксами богатства или славы, а также путевые заметки «Дорогами паломников» (1899). Борнхёэ также обрабатывал известные сюжеты мировой литературы, занимался переводами с русского и немецкого языков.

В начале XX века Эдуард Борнхёэ отошёл от литературной деятельности. Литературоведы склонны считать, что это произошло по причине творческого кризиса, возникшего в связи с развитием капитализма. Не исключено, что писатель, боровшийся с пережитками феодализма, почувствовал творческую опустошённость, как то было, например, с Хемингуэем. Как бы то ни было, за последние 20 лет жизни он не опубликовал ни одной вещи. В 1907 году устроился работать судьёй в г. Йыхви, а в 1919-м — мировым судьёй в Таллинне. Там он и умер 17 ноября 1923 года.

Эдуард Борнхёэ. Фото: Hans Selmet, kooliõpetaja (AIS)

 

Читайте по теме:

Антон Хансен Таммсааре — писатель, который знаком каждому эстонцу

литературатопЭдуард БорнхёэЭстония